Захар Виноградов, РИА Новости
Одесский губернатор Михаил Саакашвили уже заявил, что готов продать иностранным инвесторам Одесский морской порт. Но не он автор идеи продажи стратегических объектов, по сути, чужой ему страны. Еще раньше, в начале нынешнего года, совладельцами 50-процентного пакета акций одного из портов Одесской области — Ильичевска — стала американская инвестиционная компания Siguler Guff & Company.
Чертова дюжина проблем
На Украине действует 13 морских портов. Конечно, все они разные: какие-то побольше, какие-то поменьше. Некоторые с развитой мощной инфраструктурой и портовым хозяйством (например, Одесский морской порт или Ильичевск), а каким-то требуется мощное вливание и инвестиций, и идей.
Случаи полной приватизации портов в мировой практике не слишком распространены. В большинстве случаев частным компаниям предлагается использовать часть мощностей порта, а сам порт остается в госсобственности, потому что он – стратегически важный для государства объект.
Если государство, страна активно торгует с остальным миром, то порт, как стратегический объект с многочисленными частными инфраструктурными объектами, никогда не будет и не может быть убыточным.
Для Украины, находящейся в преддефолтном состоянии, с полуразрушенной экономикой и гражданской войной на востоке порты становятся дополнительной обузой. Но это не проблема портов, а, скорее, проблема страны – порты могут и становятся убыточными в результате того, что не работает экономика, торговля, разрушены внутренние, пусть и несовершенные связи, между производителями и внешними потребителями их продукции.
Не стоит забывать и о коррупционной составляющей работы портов. Например, долгое время неприватизированный Одесский морской порт "курировал" вездесущий Игорь Коломойский, поставлявший по бросовым тарифам нефтепродукты со своего НПЗ через его терминалы.
Вот несколько цифр для понимания. По свидетельству экономистов, порты Одесского региона (их несколько) перерабатывают 64, 4% грузооборота Украины.
Как утверждает директор Таврийского регионального центра инновационного развития Владимир Арабаджи, "важное значение имеет стоимость судозахода в Украинские порты. Например, стоимость судозахода для судна Панамакс-класса (50 — 60 тысяч тонн) в Николаев —116 тысяч долларов США, в Одессу — 80 тысяч долларов США".
Получается, что приватизация портов (в той части, чо связана с их основной функцией – приемом и размещением судов) абсурдна. Ведь никто не приватизирует аэропорты (не путать с аэровокзалами, они-то как раз почти везде – в частной собственности) или воздушное пространство, за пролет в котором каждая авиакомпания также платит. Но Украина пошла своим путем.
Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии, прибыл на Украину из Вашингтона, и был назначен главой Одесской государственной администрации (губернатором) 30 мая. А уже 2 июня он заявил одесситам, что намерен отдать Одесский морской порт инвесторам из Евросоюза, причем пятнадцать эмиссаров уже готовы немедленно прибыть на объект и подробно изучить его логистику, перевалочные возможности, общее количество кранов и вспомогательных судов портофлота.
Тут уж одно из двух: либо Саакашвили играет на политической сцене Одессы в гоголевского Хлестакова с его 35 тысячами курьеров, либо Саакашвили уже прибыл на Украину с готовым планом приватизации и последующей ускоренной распродажи страны.
Причем вторая версия находит все больше подтверждений. И начать решили не с тех объектов, в которые действительно нужны инвестиции, а со стратегических, прежде всего портов.
Впрочем, пенять только на Саакашвили было бы неверным. Кабинет министров Украины составил список 300 с лишним объектов, которые предполагается продать. Основу этого списка составляют стратегические объекты страны.
"Украинское правительство включило в перечень предприятий, выставленных на продажу, украинские морские порты, — говорит депутат одесского горсовета Игорь Димитриев. — Вот, собственно, и главный итог. Как и предполагалось — рынок земли и приватизация энергетических предприятий и портов. Все, проект закрывается. Вот почему за Одессу драка была. Одесса — не субъект украинской политики, а добыча. Из тринадцати портов семь находятся в Одесской области".
И снова цифры. Среди объектов, подлежащих приватизацию по списку правительства, есть, например, порт "Южный", расположенный в Одесской области. Как утверждают экономисты, это – сверхприбыльный объект. Так, в 2013 году порт перечислил налогов и сборов в бюджеты разных уровней на сумму около полумиллиарда гривен. Поэтому экономисты задают закономерный вопрос: зачем приватизировать этот стратегический и прибыльный объект?
Как стало известно буквально на этой неделе, в ближайшее время объектами пристального внимания американцев станут другие стратегические объекты, но уже в Николаевской области, а именно — морской порт "Николаев", о чем заявил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
К этому стоит добавить неоднократные заявления нынешнего премьера Арсения Яценюка, что правительство Украины сделает все, чтобы в процессе приватизации стратегических объектов страны не смогли принять участие инвесторы из России.
Кстати, одесситы ответили своему новому губернатору сбором подписей под протестом против приватизации Одесского порта и пикетами у его ворот. Подписей собрали уже около 40 тысяч.
Под флагом ВМС США
Почему приватизаторы Украины так спешат расстаться со стратегическими объектами госсобственности, при том именно – морскими портами? Давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны.
А на следующий день почти там же оказался эсминец ВМС США "Дональд Кук" с противоракетной системой "Иджис".
"Дональд Кук", как и "Джейсон Данхем", находились в акватории Черного моря в рамках учебной операции "Атлантическая решимость" (сообщила турецкая газета Deniz Haber Ajansi), которая на фоне кризиса на Украине призвана демонстрировать поддержку США союзников по НАТО в Балтике и на Черном море".
Такая вот прифронтовая риторика.
В этом смысле недавние заявление Саакашвили о необходимости перенести в Одессу штаб Военно-морских сил Украины окончательно делает понятным планы не только Одесского губернатора, но и вообще власти Украины – совместить продажу стратегических объектов страны с их одновременной милитаризацией.