Рейтинг@Mail.ru
Рафаэль Надаль: повесть о настоящем человеке - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рафаэль Надаль: повесть о настоящем человеке

Читать в
Гладиатор на корте и скромный парень в обычной жизни, не знающий страха в игре и боящийся темноты, один из величайших теннисистов в истории, сторонящийся собственной популярности – человек парадоксов, Рафаэль Надаль.

Гладиатор на корте и скромный парень в обычной жизни, не знающий страха в игре и боящийся темноты, один из величайших теннисистов в истории, сторонящийся собственной популярности – человек парадоксов, Рафаэль Надаль.

Представьте себе на мгновение переполненный до отказа "Сантьяго Бернабеу" - домашний стадион одного из самых популярных футбольных клубов в мире, мадридского "Реала". Вообразите, как ликующая толпа неистово приветствует своих любимцев, выходящих на зеленый газон под гимн "Королевского клуба". Задумайтесь, какой кайф и наслаждение испытывает Криштиану Роналду, раз за разом штампующий голы в ворота соперников "сливочных" и купаясь в лучах славы преданных поклонников. 

Хорошая картина, не правда ли? А теперь представьте, что в составе "Реала" на поле вполне мог оказаться Рафа Надаль, беззаветно преданный футболу с ранних лет и страстно поддерживающий мадридцев. 

Судьба 14-кратного победителя турниров серии "Большого Шлема" и одного из самых ярких теннисистов планеты могла сложиться абсолютно иначе. Маленький Рафаэль с детства не представлял своей жизни без футбольного мяча, участвовал в различных соревнованиях, играя за свой родной остров, и снискал определенные успехи – его команда одержала победу на первенстве Балеарских островов.

"Футбол тогда для меня был целым миром, - вспоминает Надаль. – Поначалу он был намного важнее тенниса, несмотря на интенсивные занятия с Тони (Антонио Надалем, дядей и тренером Рафаэля) и внушенную им веру в то, что однажды теннис станет моей профессией. Хотя в те же семь лет я начал участвовать в теннисных соревнованиях – и это у меня хорошо получалось – перед футбольными матчами переживал намного больше".

Футбол привлекал будущего лидера мирового тенниса еще и тем, что это командный вид спорта – Рафаэля воодушевляло чувство ответственности и долга перед партнерами, нравилось быть лидером и главным заводилой коллектива.

Возможно, Рафаэль бы и стал хорошим футболистом, как его знаменитый дядя, Мигель Анхель Надаль, экс-защитник "Барселоны", если бы в команде, цвета которой он защищал на тот момент, не сменился тренер. Новый тренер перестал закрывать глаза на пропуски Надалем тренировок и присутствие исключительно на матчах.

"Я понимал, и мои родители понимали, что я не смогу успеть все. И боль расставания с футбольной командой была бы намного более сильной, если бы у нас не сменился тренер, - говорит Надаль. – Прежний тренер понимал, что я не смогу посещать все тренировки из-за тенниса, но ставил меня в состав, потому что я был лучшим бомбардиром команды. Новый тренер оказался догматиком и сразу сказал, что если я не буду тренироваться наравне со всеми, то и играть не буду".

Окончательный разрыв с футболом произошел у Надаля в двенадцатилетнем возрасте, когда он понял, что теннису в его жизни быть, футболу – нет. Самая популярная игра с мячом навсегда осталась в сердце Рафаэля, он продолжает следить за играми своего любимого "Реала" и даже график своих тренировок составляет таким образом, чтобы они ни в коем случае не совпадали со временем начала очередной встречи "сливочных". 

"Почему я болею за "Реал"? Все просто – потому что за него болеет мой отец, который и в этом оказал на меня огромное влияние", - делится впечатлениями Надаль. 

Когда Рафаэль понял, что ему придется делать выбор в пользу тенниса, он об этом ничуть не пожалел. Напротив, взял в руки ракетку и, засучив рукава, стал заниматься со своим дядей Тони индивидуально. 

Тони Надаль и сам в прошлом был теннисистом, однако никаких успехов за пределами Испании не сыскал. По его собственному признанию, для успешных выступлений ему не хватало убойного удара, качества, которым впоследствии он всегда во что бы то ни стало старался наделять своих учеников, когда стал тренером.

Рафаэль пришел в теннисную школу к дяде, которая была расположена через дорогу от дома семьи Надалей, в четырехлетнем возрасте, и сразу ощутил на себе суровый нрав своего будущего тренера. Тони относился к племяннику гораздо строже, чем к остальным детям, заставляя Рафаэля оставаться после каждой тренировки и собирать мячи в корзинки, срывался на крик, если видел, что у Надаля что-то не получалось, и никогда не хвалил его за удачные действия. Излюбленным трюком дяди Тони было назначить тренировку на одно время, а прийти на час позже запланированного – так он воспитывал в Надале терпение и выдержку, а заодно убеждался в том, что Рафаэлю действительно нужен теннис. 

Тони изначально поставил перед собой цель, как только они с племянником начали заниматься вместе, – сформировать из Рафаэля психологически непробиваемого спортсмена, настоящего воина, готового отдавать себя на корте до последней капли пота, бороться до конца и при этом всегда оставаться скромным джентльменом. 

"Когда люди, у которых есть все, ведут себя по-хамски по отношению к окружающим, это недопустимо. Наоборот, чем выше ты поднялся, тем больше уважения должен проявлять к людям. Я бы возненавидел Рафаэля, если бы он был другим, если бы устраивал скандалы на корте и грубил своим соперникам на глазах у всего мира. Я всегда говорю, что важнее быть хорошим человеком, чем хорошим игроком",  - говорит Тони.

Рафаэлю в этом смысле повезло куда больше – он не только образец поведения спортсмена на корте, уважающий соперников и не симулирующий повреждения, но и отличный игрок, раз за разом отдающий все силы на корте для победы.

 

Умение сжимать волю в кулак и бороться до конца, зачастую превозмогая боль, у Рафаэля с самого детства. В двенадцатилетнем возрасте по завершении одной из тренировок Надаль решил беззаботно попрыгать через сетку, и все бы ничего, если бы он не упал и серьезно не повредил себе мизинец. Дядя Тони отреагировал на этот фокус своего племянника в свойственном стиле, многозначно спросив у залившегося слезами Рафаэля, все ли у него в порядке с головой и серьезно накричав на него, не сдерживая эмоций. Несмотря на поломанный мизинец, еле держа в руках ракетку и превозмогая боль, Рафаэль вышел на финальный матч чемпионата Испании до 14 лет и обыграл в трех сетах соперника, который был его старше на два года. 

После этого случая в семье Надалей случился скандал – многим ее членам не нравились воспитательные методы, которые применял по отношению к Рафаэлю Тони. Однако тот твердо стоял на своих убеждениях и был уверен, что сделать из племянника настоящего чемпиона по-другому невозможно. 

К чести Рафаэля, у него не было даже толики сомнений в правильности намерений своего дяди, и сколь бы сильной ни была его обида, он понимал: главное – эти суровые наставления призваны закалить его характер и сделать из него настоящего победителя, способного концентрироваться только на деле и превозмогать любые трудности, которые неизбежно будут встречаться на его пути во взрослой жизни.

Вообще семья Надалей очень большая. Помимо отца и матери у Рафаэля есть трое дядей, тетя, двое дедушек и сестра. Что характерно, они живут все вместе в домике на Манакоре, маленьком и уютном городке на острове Мальорка. Воспитанию Рафаэля родители уделяли особое внимание – они с юных лет призывали его честно и порядочно относиться к окружающим людям, уважать старших, не забывать свои корни и быть скромным.

 

Рафаэль не скрывает, что всеобъемлющая любовь матери, готовой отдавать ему всю себя, очень помогает ему в теннисных свершениях. 

"Что касается матери, то она практически отказалась от себя и от магазина, который ей принадлежал, и пожертвовала всем ради нас – сестры, отца и меня. Иногда мне кажется, что она слишком многим жертвует ради нас, но если ее цель состоит в том, чтобы окружить нас любовью, необходимой нам для успеха, то ей это удалось", - утверждает Надаль.

Сам Рафаэль уверен в том, что теплые отношения в семье, строящиеся на взаимном доверии, любви и уважении, порой просто необходимы ему, так как они немного уравновешивают тот гнев, который часто спускает на него Тони. Будучи на турнирах, Надаль всегда первым делом после очередного матча звонит домой маме, справляется о ее делах, поздравляет с праздниками или просто слушает родной голос. 

"Моя система ценностей и мой образ жизни, которые служат и фундаментом моей игры, все-таки заложены моими родителями, - уверен Надаль. – Это верно, что именно Тони настоял на том, чтобы я хорошо вел себя на корте, был примером для подражания, никогда в гневе не бросал ракетку на землю, но, и в этом вся суть, если бы дома меня воспитывали иначе, требования дяди остались бы пустым звуком".

Одним из самых тяжелых дней в жизни Рафаэля Надаля бесспорно можно считать день аккурат после победы испанца на Открытом чемпионате Австралии в 2009 году. Тогда Рафа узнал от своего отца, что их отношения с матерью закончены. Масштаб трагедии, которую в те дни переживал Надаль, колоссален, учитывая тот факт, что семья для него была столпом всей жизни, главной надеждой и опорой. Мало того, что спортивные результаты после красивой и заслуженной победы в Австралии над Роджером Федерером резко пошли вниз, так еще и организм начал давать сбой, скорее всего как раз вследствие нервного стресса, который пережил испанец. На турнире в Майами появились проблемы с коленями, в результате чего Рафаэль был вынужден пропустить сразу несколько важных турниров, в том числе подготовительных к его излюбленному "Ролан Гаррос". 

"Я стал другим человеком, холодным, отчужденным, немногословным и резким на язык, - вспоминает Надаль. – Члены моей команды понимали, что в таких условиях я вряд ли смогу выигрывать, они предчувствовали, что это плохо кончится".

Так и произошло. Рафаэль впервые в своей карьере проиграл матч на "Ролан Гаррос", уступив дорогу в четвертьфинал шведу Робину Седерлингу, что стало для него еще большим ударом. После этого Надаль натуральным образом замкнулся в себе, ни с кем не разговаривал и чувствовал себя абсолютно разбитым. 

Это еще раз подчеркивает, что образ Надаля на корте - гладиатора, готового растерзать своего соперника, не оставив ему и шанса на спасение, не соответствует образу скромного и любящего свою семью и окружающий мир Рафаэля за пределами спортивных площадок. 

У Надаля, как и у любого из нас с вами, есть свои страхи, которые он не скрывает. Общеизвестно, что Рафа боится темноты, собак и воды, предпочитая скромную рыбалку на лодке прыжкам со скалы, которые обожают его друзья. Давний друг и товарищ Надаля экс-теннисист Карлос Мойя вспоминал, что когда звал к себе в гости Рафаэля, то ему приходилось закрывать свою собаку в спальне, иначе Надаль очень нервничал. 

Когда мы видим то, как брутально и уверенно держится на корте Надаль, мы вряд ли представляем себе испанца плачущим навзрыд от досады, обиды или боли. Но и такие случаи в жизни Рафаэля случались, что еще раз подчеркивает, насколько диссонируют между собой его образы спортсмена и человека. 

После тяжелого пятисетового поражения от Роджера Федерера в финале Уимблдонского турнира в 2007 году Рафаэль не выдержал нахлынувших на него чувств и разрыдался прямо в душе, думая о том, что такой возможности победить на самом любимом турнире у него уже не будет. Да-да, именно "Уимблдон" с его особым колоритом, церковной тишиной "Центрального корта" и устойчивыми традициями Надаль обожал больше, чем "Ролан Гаррос", на котором он уже почти с десяток раз побеждал. 

Мало кто знает, но уже в девятнадцатилетнем возрасте Надаль мог завершить теннисную карьеру. Все из-за образовавшейся опухоли на косточке левой ступни, которая не давала Рафаэлю возможности не то что выступать на соревнованиях – ходить. Изначально Надаль не придал этому большого значения, но когда они с Тони поняли, что дело серьезное, незамедлительно, по наводке Мигеля Анхеля, обратились к специалисту, занимающемуся подобными травмами. Врач констатировал, что у Рафаэля есть проблемы с так называемой "ладьевидной костью предплюсны" и предположил, что дальнейшие физические нагрузки, свойственные профессиональному спорту, могут быть вообще противопоказаны его пациенту. Рафаэль, приехавший в клинику со своей командой и отцом, пребывал в шоковом состоянии. Он только выиграл свой первый турнир серии Большого Шлема - Открытый чемпионат Франции, поднялся в рейтинге ATP в пятерку сильнейших, как вдруг все в одночасье могло для него закончиться. Все то, ради чего он терпел постоянные упреки и замечания дяди Тони, все то, ради чего он побеждал, играя через боль. Все то, ради чего он жил.

 

"Я очень расстроился и расплакался, мы все плакали, но первым, кто пришел в себя, был мой отец, - вспоминает Надаль. – В то время как мы сидели, понурив головы, он разрабатывал план дальнейших действий". 

План был прост и сложен одновременно – Себастьян, отец Рафаэля, бизнесмен и очень прагматичный человек успокоил всех и предложил переговорить с врачом на предмет альтернативных предложений. Так они совместно пришли к выходу: компания, давно сотрудничающая с Надалем, стала разрабатывать специально для Рафаэля форму подошвы, при которой давление на травмированную ладьевидную кость максимально смягчалось и она подвергалась меньшим нагрузкам. Изначально Рафаэлю пришлось сильно помучиться, чтобы привыкнуть к новым ощущениям, но затем, благодаря успешно найденному выходу из положения, Надалю удалось одержать самую важную, по собственному признанию, победу в своей карьере – первенствовать на "Уимблдоне".

 

В 2008 году в пяти сетах (6:4, 6:4, 6:7, 6:7, 9:7) Надаль в финале сломил сопротивление Роджера Федерера в матче, который многими экспертами и специалистами признается на только лучшим в истории тенниса, но и в истории спорта вообще. Встреча, дважды прерывавшаяся из-за дождя и завершившаяся в темноте, не могла оставить равнодушным никого. Судьба словно щедро вернула долг Рафаэлю за слезы и боль 2007 года, за слепую веру в победу, за борьбу до последнего розыгрыша. В этом матче Рафаэль действовал на предельной концентрации и полностью воплотил в жизнь наказ Тони – терпеть.

"Вдруг тишина сменилась ревом трибун, и я позволил себе поддаться всеобщей эйфории, дав ей охватить меня целиком, освободил себя от психологических оков. Это стало логическим итогом трудов, жертв и чаяний всей моей жизни. Страх поражения и победы, раздражение, разочарование, ошибочные решения, моменты трусости, ужас перспективы оказаться плачущим на полу в душе – все наконец-то ушло", - такие живые эмоции после того финала ощущал Рафа.

 

А потом в послематчевой речи испанец с извиняющимся видом сказал Федереру, что тот лучший теннисист всех времен. Просто Надаль так воспитан. Боец на корте, рыцарь в душе.

 

Тем более, что быть рыцарем ему есть для кого. С 2005 года Надаль встречается со своей землячкой – Марией Франсиской Перельо, а в простонародье Хиской, как называют ее друзья. Рафаэль практически не возит ее на турниры, да и она не горит особым желанием отвлекать любимого. Ей, как и Надалю, не нравится быть в центре внимания, они просто наслаждаются обществом друг друга и счастливы вместе, большего им не надо.

 

"Даже если члены моей семьи спрашивают меня про Рафаэля, я предпочитаю особо не распространяться, - говорит Мария Франсиска. – Просто мне не очень удобно говорить об этих вещах, даже в приватной обстановке. Такие уж мы с Рафаэлем люди, и другими быть не можем, да и не хотим".

"Я не люблю собственную популярность, мне это не по душе, - говорит Надаль. – Мне нравится Манакор тем, что там могу спокойно чувствовать себя где угодно – в магазине, на футбольном стадионе, дома. Я могу гулять с Хиской где угодно и когда угодно в любое время дня и ночи – это ли не прекрасно?"

Счастье заключается в том, что эти люди нашли друг друга. Скромный и воспитанный Рафаэль и милая и обаятельная Хиска – они как будто созданы друг для друга. 

Рафаэль Надаль живет в любви и гармонии: любви к родителям (которые, кстати, помирились), любви к малой родине, любви к своей девушке, любви к теннису, наконец.

А, как говорил классик, всякая любовь – великое счастье. 

P. S Представьте себе на мгновение переполненный до отказа корт имени Филиппа Шатрие - первый по значимости на «Ролан Гаррос». Вообразите, как ликующая толпа неистово приветствует своего любимца, побеждавшего здесь девять раз. Задумайтесь, какой кайф и наслаждение испытывает Рафаэль Надаль, выходя сюда в день своего рождения играть матч с человеком, которого называют главным фаворитом турнира. Где-то мы это уже видели, правда?

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    Завершен
    Краснодар
    Факел
    2
    0
  • Футбол
    Завершен
    Дженоа
    Лацио
    0
    1
  • Футбол
    Завершен
    Айнтрахт Фр
    Аугсбург
    3
    1
  • Футбол
    Завершен
    Кальяри
    Ювентус
    2
    2
  • Футбол
    Завершен
    Атлетик Бильбао
    Гранада
    1
    1
  • Футбол
    Завершен
    Ницца
    Лорьян
    3
    0
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала