Комплекс "Байконур" — международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ, расположен на территории Казахстана.
В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан комплекс "Байконур" арендован Россией до 2050 года.
В состав комплекса входят территория космодрома и город.
На космодроме осуществляется подготовка и запуск космических аппаратов различного целевого назначения ракетами-носителями легкого, среднего и тяжелого классов на орбиты высотой от 200 километров до 40 тысяч километров, а также запусков космических аппаратов на геостационарную орбиту и межпланетных космических станций.
Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом.
В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (русск. Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.
12 февраля 1955 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.
Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент.
Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование "Тайга". В русском языке не было слова "космодром". Новый строительный объект называли просто "экспериментальный диапазон".
В январе 1955 года на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. В марте-апреле 1955 года в район будущего полигона прибыла рекогносцировочная группа, а с апреля по июнь 1955 года в районе строительства основной испытательной базы полигонного комплекса развернули строительные работы восемь военно-строительных батальонов, сосредоточилось большое количество техники.
Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а в мае 1955 года началось строительство "деревянного городка" — первых деревянных домов барачного типа.
Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП).
Строившийся городок несколько раз менял название: поселок Заря (неофициальное), поселок Ленинский (с 1958 года), город Ленинск (с 1969 года) и, наконец, в 1995 году получил наименование город Байконур.
Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома.
20 июля 1955 года строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, поднять более одного миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.
Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус.
В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов.
К началу летных испытаний ракет на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона.
5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, и уже 15 мая был произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной в конструкторском бюро Сергея Королева.
4 октября 1957 года специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту.
Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 километрах севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом.
После 12 апреля 1961 года 5-й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей).
В последующие годы с Байконура на околоземную орбиту были выведены аппараты научного и военного назначения. Запущенные с космодрома советские спутники достигли Луны, Венеры и Марса. С Байконура осуществлены пуски отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также много других космических аппаратов.
В начале 1990-х годов, когда после распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан, многие космические программы были свернуты, сократилось количество запусков, заметно уменьшилось население города. В мае 1992 года Россия и Казахстан заключили соглашение, согласно которому объекты космодрома, расположенные на территории Казахстана, стали собственностью этой республики.
В 1994 году комплекс "Байконур" был передан правительством Казахстана в аренду правительству России сроком на 20 лет. 9 января 2004 года президенты Российской Федерации и Республики Казахстан договорились о продлении срока аренды до 2050 года.
Около 40 лет космодром Байконур функционировал под эгидой Министерства обороны и Министерства общего машиностроения СССР. Затем эстафету ответственности приняли военные и Федеральное космическое агентство. В настоящее время военная составляющая с космодрома выведена, и эксплуатация объектов комплекса "Байконур" от лица правительства РФ осуществляется Федеральным космическим агентством России и администрацией города Байконур. Интересы Казахстана на комплексе представляют специальный представитель президента (аким Кзыл-Ординской области) и Национальное космическое агентство Республики Казахстан.
25 февраля 2014 года Роскосмос назначил руководителем космодрома Байконур заместителя генерального директора Научно-производственной корпорации "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы" имени А.Г. Иосифьяна" (ОАО "Корпорация "ВНИИЭМ") Михаила Варданяна.
Комплекс "Байконур" — занимает территорию протяженностью около 70 на 100 километров общей площадью 6717 квадратных километров.
Наземная космическая инфраструктура включает 12 пусковых установок стартовых комплексов, в том числе шесть пусковых установок находятся в эксплуатации. Для подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов эксплуатируется 11 монтажно-испытательных корпусов. Работают две заправочно-нейтрализационные станции, универсальная заправочная станция и техническая заправочная станция для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами, измерительный комплекс с вычислительным центром и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 200 тонн криогенных продуктов в сутки.
К космодрому относятся также измерительные пункты, разнесенные по трассам полета ракет-носителей по территории Казахстана и России, и районы падения отработавших ступеней.
Обеспечивающая инфраструктура космодрома включает в себя развитую сеть энергоснабжения, в составе более 600 трансформаторных подстанций и 6000 километров линий электропередач, два аэродрома первого класса, более 400 километров железнодорожных путей и 1000 километров автомобильных дорог, 2500 километров линий связи. В год со стартовых комплексов Байконура осуществляется около 20 пусков ракет космического назначения.
Последнее десятилетие — время возрождения космодрома и города, образования предприятий Федерального космического агентства, проведения коммерческих запусков с участием иностранных фирм, участия в масштабной программе по созданию Международной космической станции. Проведены первые пуски ракет-носителей "Протон-М", "Союз-ФГ", "Рокот", "Днепр" и "Стрела".
В настоящее время приоритетными направлениями работы испытателей являются подготовка и проведение запусков космических аппаратов различного назначения, поддержание и модернизация существующих наземных комплексов, реализация совместных проектов, в том числе — российско-казахстанского проекта по созданию ракетно-космического комплекса "Байтерек".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников