МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Заявление Верховной рады Украины об отступлении от ряда обязательств по защите прав человека является не более чем "юридическим фарсом", поскольку не соблюдены условия для правомерного ввода ограничений на выполнение отдельных норм международного гуманитарного права, считает президент и член исполкома российской Ассоциации международного права Анатолий Капустин.
Ранее в четверг украинский парламент принял постановление, утвердив собственное заявление "Об отступлении Украины от отдельных обязательств, установленных Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод". Украинскому МИД поручено информировать об этом ООН.
В пояснительной записке к документу говорится, что проведение силовой операции в Донбассе сопровождалось принятием Радой законов, несовместимых с обязательствами Украины согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской социальной хартии. Таким образом, Украина пользуется своим правом на отступление от обязательств, определенных рядом пунктов этих документов, в связи с проведением спецоперации, говорится в тексте заявления.
Капустин отмечает, что международное право — и Европейская конвенция, и Международный пакт о гражданских и политических правах, — действительно, предусматривает возможность ограничения прав, предусмотренных в этих договорах, при определенных обстоятельствах, но они должны официально быть объявлены государством.
"Никаких оснований у Рады нет. Этот вопрос — о том, что есть чрезвычайное положение или состояние войны с Россией или с кем угодно, — должен быть принят законом, который инициируется президентом, как верховным главнокомандующим. <…> Если они хотят ограничивать права лиц, то должно быть объявлено или состояние войны, или чрезвычайное или военное положение. Ни то, ни другое не сделано. Это уже говорит о юридически нулевом уровне этого постановления Рады", — заявил Капустин.
По его словам, "до соблюдения этих конституционных требований, все это пустобрехство и юридическое разгильдяйство, другого слова тут и не придумаешь".
При этом, даже если у страны есть реальные основания для ввода ограничений на обязательства по правам человека, эти ограничения имеют свои пределы.
"Если ограничения будут введены, то они не будут касаться ключевых фундаментальных прав. Европейская конвенция, Международный пакт ограничивают пределы для таких ограничений: нельзя отказывать в праве на жизнь, нельзя отказывать в свободе от пыток, нельзя объявлять о возможности установления рабства, запрещены незаконные уголовные наказания и внесудебные процедуры", — подчеркнул эксперт.
Капустин отдельно подчеркивает, что в данном вопросе нужно различать государство, страну и Верховную раду как отдельный орган власти. Он отмечает, что Рада не может принимать такие решения без исполнительной власти.
"Строго говоря, это вторжение в компетенцию других органов власти. Если с узкой точки зрения — это просто интеллектуальные упражнения", — заявил эксперт.
Он отмечает, что это решение Рады можно рассматривать и как заявление о намерениях, заявление о том, что Украина готова отступить от соблюдения отдельных положений международного гуманитарного права.
"Но отступать нужно в установленном конституцией законодательном порядке", — заявил Капустин.
Без соблюдения необходимых условий, принятие подобного решения можно считать чистым пиаром и "юридическим фарсом". Но у этого "фарса" могут возникнуть опасные последствия, предупреждает эксперт.
"Неподчиненные верховному главнокомандующему добровольческие отряды могут это понять как призыв безобразничать без каких-либо ограничений. Вот это опасно, это может привести к совершению международных преступлений, но ответственность с ними разделит Рада, которая участвовала в подстрекательстве к такого рода действиям. Это самое страшное, что может произойти", — заявил Капустин.