МОСКВА, 10 апр — РИА Новости/Прайм. Минкомсвязь РФ утвердила "Концепцию развития почтовой связи в РФ" на период до 2020 года, включающую принципы и задачи госрегулирования, осуществление которых необходимо для дальнейшего развития отрасли, говорится в сообщении министерства.
"Концепция определяет, какой должна стать почтовая связь к 2020 году. Положения концепции легли в основу доработанного законопроекта "О почтовой связи", который сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе. Мы рассчитываем, что депутаты рассмотрят законопроект в рамках весенней сессии", — приводятся в сообщении слова замглавы Минкомсвязи Михаила Евраева.
В документе, в частности, говорится о необходимости развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи путем обеспечения недискриминационного доступа к услугам назначенного оператора, которым является ФГУП "Почта России".
"В РФ целесообразно возложить на назначенного оператора почтовой связи обязанность предоставлять лицензированным операторам почтовой связи недискриминационный доступ к отдельным услугам назначенного оператора, оказываемым им на договорной основе с использованием сети почтовой связи в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства", — отмечается в концепции.
На конец 2014 года в РФ насчитывалось 569 операторов почтовой связи, которые в основном работают в прибыльных сегментах и представлены в крупных городах, отмечается в документе.
Деятельность в качестве назначенного оператора создает для "Почты России" ряд обременений и социальных обязательств, связанных с оказанием на постоянной основе и по доступным ценам качественных основных услуг почтовой связи на всей территории РФ, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах, где это убыточно, говорится в документе.
При этом "Почта" не может рассчитывать на государственную финансовую поддержку, несмотря на возложенные на нее обязательства. Начиная с 2015 года, в федеральном бюджете не предусматриваются ассигнования, направленные на поддержку деятельности "Почты России".
"Назначенному оператору почтовой связи требуется содействие государства для обеспечения доступности оказываемых им услуг почтовой связи с учетом широкой географии и низкой плотности населения в стране", — отмечается в документе.
Для этого в концепции предлагается расширить перечень преференций для "Почты России". Так, предлагается установить ставки по аренде помещений и земельных участков для размещения объектов почтовой связи на уровне арендных ставок для иных соцобъектов.
Кроме того, целесообразно закрепить в градостроительном законодательстве нормативы по размещению отделений почтовой связи при застройке новых территорий и точечной застройке в городах, а также механизмы их реализации, отмечается в концепции.
Согласно документу, для поддержки деятельности "Почты России" необходимо установить для нее временное преимущество на период до конца 2017 года, позволяющее осуществлять доставку почтовых отправлений в абонентские почтовые ящики без заключения договоров с их владельцами. При этом, начиная с 2018 года, все лицензированные операторы почтовой связи должны получить такой же доступ.
В документе также предлагается отменить госрегулирование тарифов на массовую рассылку письменной корреспонденции. "Массовая рассылка письменной корреспонденции не должна попадать под государственное регулирование тарифов", — отмечается в концепции.
К 2020 году ожидается, что рынок почтовой связи претерпит значительные изменения, в том числе за счет развития электронных технологий, которые станут причиной сокращения количества почтовых отправлений, пересылаемых на бумажном носителе.
Так, если в 2013 году было отправлено 3,283 миллиарда единиц отправлений с письменными сообщениями, то к 2020 году их число составит примерно 2,9 миллиарда единиц.
После 2018 года ожидается активный переход деловой корреспонденции юрлиц на электронную форму в связи с появлением современных ИТ-решений для защищенной пересылки юридически значимых документов, распространением электронной подписи. Сегмент отправлений, осуществляемых юрлицами в адрес населения, будет расти при условии развития рассылки каталогов и адресной рекламы, говорится в концепции.
В связи с этим в период до 2020 года планируется сокращение количества отправлений с письменными сообщениями государственных и муниципальных органов: с 711 миллионов в 2013 году до 550 миллионов в 2018 году и до 445 миллионов в 2020 году.
В целом объем рынка отправлений на бумажном носителе продолжит снижаться и к 2020 году и составит примерно 2,9 миллиарда единиц. В сегменте почтовых отправлений с товарными вложениями на период до 2020 года прогнозируется активный рост за счет развития каталожной и интернет-торговли.
По экспертным оценкам, среднегодовой темп роста сегмента отправлений, совершаемых юрлицами в адрес физлиц до 2018 года составит 14-18% и 12-13% в период с 2018 года до 2020 года. В сегменте отправлений, совершаемых между юрлицами, ожидается ежегодный рост на уровне 8-10% в 2014-2020 годах.
Прогнозируется также рост рынка почтовых денежных переводов. В 2013 году общий объем денежных переводов составил 4,268 триллиона рублей и ожидается, что он ежегодно будет расти в среднем на 10% и к 2018 году достигнет порядка 6,2 триллиона рублей, к 2020 году — порядка 7,6 триллиона рублей.
"Для многих граждан страны почтовые переводы денежных средств являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств в связи с недостаточной развитостью банковской сети в сельских регионах", — поясняется в документе.