Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Дружба с Москвой в период санкций и шансы на получения финансовой помощи от России может осложнить отношения Греции с Евросоюзом.
При этом два крупнейших игрока европолитики — Ангела Меркель и Франсуа Олланд пока демонстрируют уверенность в том, что Греция останется в еврозоне: иного пути преодолеть экономический кризис у нее нет.
Греция в долгах
При этом новое греческое правительство подготовило радикальный план по введению параллельной валюты — драхмы и национализации банковской системы — на случай, если не получит помощь извне.
Европа пока не спешит прощать Греции задолженность и выкупать ее государственные бумаги, настаивая на введении режима внутренней экономии, что для левого премьер-министра Ципраса фактически является отказом от предвыборных обещаний.
Но решать вопрос об оказании экстренной финансовой помощи придется в ближайшие недели: если ЕС это не сделает, то стране грозит дефолт.
Конечно, Греция, население которой и так симпатизирует России, при новом премьере может еще больше повернуться к востоку. У Ципраса есть козыри, интересные России: Греция может наложить вето на продление антироссийских санкций ЕС или угрожать бойкотом Трансадриатического газопровода (по нему каспийский газ должен поступать в Евросоюз через территорию Греции в обход России). Взамен правительство Алексиса Ципраса может рассчитывать на финансовую помощь, если даже не прямую, то на опосредованную — специальные цены на газ или возможное ослабление российских антисанкций — варианты могут быть разные.
Для Европы — с практической точки зрения — весьма привлекательным выглядит вариант, при котором именно Россия сейчас окажет временную финансовую помощь Греции.
Ситуация останется в подвешенном состоянии, никаких особенных перемен ни у кого не произойдет, греческое правительство так и будет "на долговом поводке" в Евросоюзе, но за эту стабильную неопределенность заплатит Россия.
"Мы тоже были в Москве и, несмотря на это, остались членами Евросоюза", — так отвечала Ангела Меркель на вопрос о возможности сближения Греции и России по итогам визита Ципраса в Москву. А президент Франции заявил, что лидеры европейских стран могут ездить в Россию, "не опасаясь проблем со стороны Европы".
Левый путь греческого премьера
У харизматичного греческого премьера — совсем небольшой опыт в международной политике. Главой правительства Ципрас стал в конце января 2015 года, до этого участвовал в выборах на пост председателя Еврокомиссии в мае 2014 года. Уже тогда он сумел запомниться потенциальным избирателям: во время майских теледебатов стал самым популярным из пяти кандидатов у пользователей сети Twitter. Претендуя же на лидерство в местном парламенте, Алексис Ципрас уверял: "Я не демагог. Я — будущий лидер Греции".
Молодой и амбициозный, Ципрас настаивает на быстром решении проблем социально незащищённых групп, а также — пострадавших от затяжного кризиса (в Греции сейчас таких много).
И, если никакого финансового облегчения в стране пока не почувствовали, то к словам нового лидера о поднятии национального самосознания и ведении более независимой от Европы политики — прислушались.
Популярность лидера Коалиции радикальных левых растёт. Ципрас — самый молодой премьер-министр в истории Греции и на редкость демократичный. Этакий рубаха-парень: живет в обычной многоэтажке, принципиально не носит галстуки и обещает вернуть власть в стране народу Греции.
Но сейчас со стороны избирателей — это доверие авансом, ведь у него пока всё впереди. Не вышло у его предшественников, быть может, получится у Ципраса?
Отношения России и Греции
Россия — важный для Греции партнер. В Греции ежегодно отдыхает более миллиона российских туристов (в 2013 году там было больше только туристов из Германии и Великобритании). Также считается, что именно Россия — крупнейший покупатель греческих шуб и медикаментов.
Примерно четверть всего фруктового и овощного экспорта Греции приходилось на Россию, сейчас фермерам нужно искать новых покупателей клубники и персиков, а также знаменитых сыров фета и кефалотири.
Санкционное противостояние России и Европы стоила экономике Греции потери нескольких процентов валового национального дохода. При этом российский экспорт в Грецию также уменьшился — примерно на 40 процентов — из-за кризиса в греческой экономике и, как следствие, падения спроса.
Экономические проблемы, а также вопросы взаимодействия в сфере культуры и образования будут обсуждаться во время визита Алексиса Ципраса в Москву 8-9 апреля. К тому же будущий год — это год России в Греции и Греции в России.