Владимир Лепехин
В текущем году Россия оказалась отрезанной от Центральной и Западной Европы кордоном проамериканских и русофобских стран (государства Прибалтики, Польша, Молдова, Украина, Румыния и Болгария), в силу чего проект Большой Европы блокирован всерьез и надолго.
Место России в мировой экономике
В условиях холодной войны и, следовательно, предельной концентрации усилий в сфере экономики наша страна могла конкурировать с Западом на нескольких приоритетных для себя направлениях. Главной сферой конкуренции Россия видела ВПК, отсюда и наши достижения в космосе, и атомная энергетика, и машиностроение.
Либеральные реформы конца 20 века — при том, что их сторонники уповают на конкуренцию как на двигатель прогресса, — на деле практически вывели Россию из мирового конкурентного процесса, заставив правящий класс встраиваться в западную экономическую систему на её условиях.
Всю последнюю четверть века Россия утверждалась в качестве поставщика сырьевых ресурсов. Причем, под ресурсами следует понимать и людей: не секрет, что самые квалифицированные кадры (ученые, конструктора, технологи, медики и т.п.) продолжают — при наличии такой возможности — покидать страну.
Одновременно Россия стала крупнейшим импортером разнообразной продукции из Европы. Очевидно, что формула — "товары и оборудование в обмен на сырье" (характерная для взаимоотношений нашей страны и с Западом, и с Востоком) нашей стране объективно не выгодна. В этом смысле экономические санкции Запада следует рассматривать не просто как стимул для импортозамещения, но как повод для смены модели экономического развития страны.
Взгляд на Россию со стороны Запада
Конкурируя с Западом, СССР первым запустил космический спутник, однако США ответили развитием кибернетики и массовой компьютеризацией.
Разница между этими двумя типами технопрорывов состоит в том, что наши достижения стали следствием развития оборонного комплекса, в то время как основным заказчиком инноваций в киберпространстве стал массовый пользователь. Государство как потребитель не может конкурировать с массовым потребителем — это хорошо знают на Западе, а потому расчет на действенность экономических санкций по отношению к России и верен, и ошибочен. Он ошибочен в том смысле, что санкции не разрушат действующую в нашей стране модель экономики, но верен в том смысле, что санкции блокируют рост конкурентоспособности России на западных рынках.
Запад давно определился со своим местом в мировой экономике: он специализируется на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью и качественных услуг — в том числе — в сфере образования, медицины, туризма и т.п.
В этом смысле Евросоюз заинтересован в том, чтобы в России не было качественного образования, квалифицированной медицины, статусных учреждений культуры и т.п. — за знаниями, здоровьем и впечатлениями россияне должны ехать в Европу.
Россия должна быть поставщиком сырья и рынком для европейских товаров и услуг (см. выше) — вот навязываемая нам формула взаимоотношений. И это первый и главный аргумент в пользу необходимости скорейшей смены Россией модели экономического развития.
Взгляд на Россию со стороны Китая
Китай давно стал мировой фабрикой по производству товаров массового спроса. В этом смысле ему, как никому другому, необходимы не только дешевое сырье, но также масштабные рынки сбыта и сопутствующая инфраструктура транзита товаров к этим рынкам.
На состоявшемся в минувшие выходные Азиатском экономическом форуме Китай вновь озвучил свою стратегию на ближайшие годы. В частности, проект "один путь — один пояс" предполагает формирование транспортной инфраструктуры, призванной потянуть за собой развитие целой группы новых технологий, связанных с развитием водородного, вакуумного и магнитного транспорта, новой энергетики и т.п.
Формирование такой глобальной инфраструктуры должен обеспечить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) — как новый финансовый центр и инвестиционный инструмент.
Более того, Россия не видится в этом проекте равноправным участником и партнером Китая (во всяком случае — пока). И для КНР она остается поставщиком сырья и кадров (половина Новосибирского академгородка уже работает в технопарках Китая), которому будет позволено, в лучшем случае, подвести свои транспортные магистрали (в качестве ответвлений от основных транспортных артерий Евразии) для доставки сырья к месту их переработки — то есть в Китай и на подконтрольные ему территории.
Для Китая Россия не интересна даже как рынок — в сравнении с, например, рынками США и Европы, где объем потенциального спроса на товары массового потребления в совокупности выше почти в 30 раз.
Сегодня Китай, как и США, начал борьбу за рынки Европы. И если Украина — нацеленный на Россию штрафбат, за спиной которого стоят американские автоматчики, то Россия — призванный отбивать атаки Запада передовой редут, за спиной которого стоят китайские контролеры.
Место России в новой экономике
Главная проблема российской экономики состоит в том, что несмотря на приватизацию и монетизацию большей части субъектов экономической деятельности, сама модель этой деятельности с советских времен почти не изменилась, оставшись сверхзатратной, неэффективной, олигархичной, монополистичной и сориентированной на экспорт сырья и импорт всего остального.
Более того, в условиях зависимого рынка подобная экономическая модель подразумевает тотальную коррупцию и вывоз за рубеж всего ценного (капиталов, мозгов и проч.) и в этом смысле она куда порочнее советской. До российских чиновников только сейчас начинает доходить, что действующая модель экономики не конкурентоспособна и неустойчива, а потому требует замены.
По мнению советника РФ Сергея Глазьева, смена экономической модели должна быть связана, в первую очередь, с усилением регулирующей роли государства, которое должно стать заказчиком и гарантом перехода российской экономики на уровень 5-го и 6-го экономических укладов.
С моей точки зрения, подобный подход не обеспечивает смену модели и связан больше с восстановлением ряда управленческих принципов, характерных для советской плановой экономики.
Уверен: для смены экономической модели необходимо фундаментально изменить саму структуру хозяйственной деятельности так, чтобы она, с одной стороны, стала неотъемлемой частью мировой экономической системы, с другой — её суверенной и конкурентоспособной частью.
А это значит, что модернизация должна быть направлена не только на подъем отдельных регионов, пусть даже перспективных, или отдельных отраслей, пусть даже сверхтехнологичных, но на трансформацию всей экономики в масштабах всей страны. Что, в свою очередь, подразумевает и модернизацию отношений собственности, и принципиально иной принцип функционирования госкорпораций и муниципальных предприятий, и новые стимулы трудовой деятельности, и оптимальное размещение производительных сил, и проведение эффективных демографической и образовательной политик.
Принципиально новые экономические отношения — вот тот инструмент, который позволит России вырваться из тисков Запада и Востока.