Алексей Севарин
1. Кремль не имеет никакого отношения к организации Международного русского консервативного форума в Питере и не разделяет его идеологии. В России действует 78 легальных политических партий, и форумы каждой из них не обязательно согласованы, и тем более поддержаны российским государством. Например, недавний форум с участием западных гостей, который на Алтае проводил известный оппозиционер Владимир Рыжков, тоже не имеет никакого отношения к Кремлю. Государство создаёт условия для плюралистичной политической жизни. Если кто-то считает, что каждая дискуссия в России должна получать разрешение государства, то с таким ограничением гражданских свобод трудно согласиться.
3. В России, как и в Европе, обозначился общественный запрос на систему консервативных ценностей. Очевидно, это ответ на ультралиберальные перегибы последнего времени. Один из западных гостей питерского форума пошутил: "В Европе скоро можно будет вступать в брак с собакой или пингвином". Шутка это лишь отчасти, ведь по факту никаких идеологических противопоказаний к этому в доминирующей сейчас на Западе либеральной философии нет. Одной из точек сопротивления этому стал питерский форум. На таких мероприятиях люди ищут себе единомышленников, и находят, или наоборот, понимают, что "это не то".
4. На пути поиска альтернативных ныне консервативных ценностей и новых идеологических партнёров есть безусловные риски, которые следует осознавать. Один из них — риск связаться, как говорится, с дурной компанией и испортить себе репутацию. Но в то же время, судить о ком-то лишь по публикациям в интернете тоже в наше время не очень надёжно. Кому-то репутации портят сознательно и целенаправленно с помощью оговора, выхваченных цитат, неоправданной проекции прошлого на настоящее. Да мало ли способов? Сегодня это уже рутина грязной зоны интернета, где орудуют все кому не лень — от закомплексованных одиночек до спецслужб… И всё же в связях — как на правом фланге, так и на либеральном — следует быть разборчивым, понимая, что любой контакт может быть использован против вас.
6. Россия нуждается в дискуссии по системе общенациональных ценностей. Питерский форум — одна из попыток проведения подобной дискуссии. В то же время радикальные оппоненты форума, как видно из их твитов, к содержательной дискуссии не очень склонны. Вместо неё они выплёвывают из себя обзывалки и клянут Кремль… Разочаровывающе плоско.
7. Фашизм как организация общества, где у человека нет выбора, а личность полностью и насильно подчинена государству, для России непригоден. Неприемлем для многонациональной России и национализм как противопоставление одной этнической группы другой. Но национализм — слово многозначное. Иногда оно у нас используется как синоним патриотизма. В русском языке такое употребление слова не совсем точно, хотя и путаница объяснима. Сказывается иноязычное влияние. В значениях английских слов nationalism, nation нет этнического компонента. Поэтому nationalism, nation означают патриотизм и страну как государство. Например, Организация Объединенных наций — это не организация этносов, а организация государств, в том числе и многонациональных. В русском языке всё же, чтобы избежать ложных толкований, стоит пользоваться вполне нейтральным — патриотизм.
8. Никаких оскорблений Питеру и тем более оскорблений, связанных с 70-летием Победы над фашизмом, в текстах выступлений на форуме не было. По крайней мере, даже критики этого мероприятия ничего подобного не приводят.
9. Жаль, что не всегда те, что клянёт Кремль за питерский "фашистский шабаш", замечают роль нацистов на Украине.
10. На форуме в Питере звучало много добрых слов в адрес России и жёсткой критики Америки. Всё это достойно спокойного анализа. Но, повторюсь, организаторам стоит быть разборчивым в связях. Иначе и то ценное, что есть в идеях, может быть неуслышанным. Да и принцип "враг моего врага — мой друг" не универсален.