Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus (HMMR) в Санкт-Петербурге был одним из немногих предприятий, на котором не вводились дополнительные меры оптимизации в прошлом году и не планируются в текущем. За 2014 год HMMR выпустил 237 тысяч автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio в кузове седан и хетчбэк. Об эффективном автопроизводстве, мерах его поддержки со стороны государства и рисках локализации в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор HMMR Чой Донг Ель. Беседовал Денис Ильюшенков.
— Автопром сейчас переживает не лучшие времена. В феврале продажи сократились почти на 38% в годовом выражении. Производители вынуждены сокращать выпуск машин, вводить на предприятиях простои и так далее. Плюс резко сократились возможности по привлечению банковского финансирования. Сейчас в правительстве рассматривается несколько вариантов мер по поддержке автопрома. На ваш взгляд, какая мера со стороны государства была бы наиболее действенной?
— Для наших поставщиков первого, второго и третьего уровней требуются более благоприятные условия для кредитования, потому что сейчас для поставщика компонентов крайне трудно получить банковский кредит. Для того, чтобы поставщики второго и третьего уровней могли соответствовать стандартам по качеству продукции и ценам, предъявляемым поставщиками первого уровня, им требуется время и деньги. В России очень трудно начинать бизнес и развивать качество продукции. Правительству нужно создать модель – если компонентное предприятие хочет развивать производство, то нужно его поддержать, чтобы оно могло достичь целевых показателей. И тогда, если ему удается выпускать качественную продукцию по низким ценам, почему бы поставщику первого уровня не использовать эту продукцию – они будут брать ее. Это позволит выпускать качественные машины по более низким ценам и, как следствие, увеличит конкурентоспособность выпущенных в России машин. Мы считаем, что нужно поддерживать эффективные предприятия, а не те, на которых работает много людей. Текущая схема субсидирования автопроизводителей не стимулирует их к эффективности. В настоящее время объем предоставляемых субсидий косвенно зависит в том числе и от количества работающих людей. Поэтому не многие беспокоятся о том, что у них большие штаты сотрудников. Но с точки зрения международного производителя это не лучший вариант.
— Каким образом программа утилизации может помочь сделать автопроизводителей более эффективными?
— Программа утилизации показала себя эффективно. Так, в прошлом году благодаря программе утилизации нам удалось продать более 15 тысяч автомобилей Hyundai Solaris и Kia Rio. Но это, что называется, подход "с верхушки", с дилеров, а можно было бы запустить еще и дополнительные меры поддержки промышленности. Мне кажется, что повысить конкурентоспособность автозаводов – еще более важная антикризисная мера. Но это требует времени и очень тщательных усилий. Если поддерживать поставщиков второго и третьего уровней, это займет минимум 10-15 лет. И им пора начать дело это уже прямо сейчас, они уже опоздали очень серьезно. Но чиновники просто поддерживают дилеров и автопроизводителей. Они начинают обсуждать меры по поддержке поставщиков компонентов, но какие именно меры готовятся, мне неизвестно. Мы считаем, что самая действенная поддержка со стороны государства, — это поддержка поставщиков компонентов второго и третьего уровней. Это будет благом и для страны, и для автопроизводителей, и для поставщиков.
— Каким образом государство может поддержать поставщиков второго и третьего уровней? Это должны быть субсидии или возможность получить дешевое финансирование?
— Только с представлением действующих контрактов. Например, поставщик предоставляет контракт на поставку комплектующих для автопроизводителя в определенном объеме на определенную сумму. В таком случае правительство может помочь поставщику найти финансирование на приемлемых условиях. Но для этого также необходим четко прописанный бизнес-план, на основании которого они смогут привлечь банковские средства. На полученные деньги поставщик готовит производство, закупает оборудование и начинает выпуск продукции. На полученные за поставленные автозаводу комплектующие средства поставщик обслуживает свои кредитные обязательства. Для некоторых поставщиков данная схема может не сработать с первого раза, но им следует подождать, так как для достижения эффекта потребуется время. Также мы заинтересованы в том, чтобы государство поддерживало экспорт автомобилей, которые производятся в России.
— Текущий уровень локализации на заводе Hyundai достигает 46%. Какие компоненты в основном локализованы?
— Возле нашего завода расположились две дочерние компании Hyundai, семь поставщиков находятся в нашем индустриальном парке, а также еще две компании в северо-западном регионе. Таким образом, с нами пришли девять поставщиков и две дочерние компании. Мы стараемся развивать и местные компании. Каждый год делаем попытки привлечь местных производителей, но не каждый из поставщиков соответствует параметрам по качеству или цене. Просто если мы хотим делать машины высокого качества, то и другие компании, работающие с нами, должны иметь сходные параметры по качеству. В прошлом году мы работали с порядка двадцатью местными поставщиками, но только два из них смогли соответствовать нашим требованиям, и мы внедрили их продукцию в производство (шумоизолирующие накладки, пластиковый лоток багажника). Поддержание текущего уровня локализации очень важно, так как рубль значительно обесценивался. Поэтому, каким будет окончательный уровень локализации в этом году, я пока не знаю.
— Он может снизиться?
— Да, он может снизиться до примерно 40%. Мы достигли уровня локализации в 45% в 2010 году, когда доллар стоил 30-35 рублей. Сейчас он стоит 61-62 рубля. Тем не менее мы будем стараться сохранить сравнительно высокий уровень локализации на текущем этапе.
— Вы предлагали министерству зафиксировать курс рубля к доллару в рамках 166-го постановления?
— Да, наши поставщики предложили Минпромторгу зафиксировать курс рубля к доллару для оценки уровня локализации выпускаемых ими автокомпонентов.
— Каким должен быть курс рубля, чтобы сохранить текущий уровень локализации?
— Это нужно посчитать в конце года. Сейчас курс рубля нестабилен, поэтому делать это на данный момент бессмысленно. Мы будем отслеживать годовой тренд и после этого сможем вывести соотношение (рубля к доллару). Это было предложено не самим HMMR, а нашими поставщиками. У каждой компании есть свои цели по бизнесу, и для их достижения компании закладывают определенные курсы валют.
— Ваши местные поставщики используют российское сырье для производства комплектующих или импортное?
— Некоторая часть сырья – российская, некоторая завозится из других стран. По той же, кстати, причине, что и на нашем заводе. Мы открыты для сотрудничества с российскими поставщиками, но они должны соответствовать трем критериям – качество, цена и скорость доставки. До сих пор у нас на заводе не было задержек с поставкой комплектующих. И это очень важно для нас. Многие не могут соблюдать эти условия, находят разные оправдания – мол, сильный снег или фура сломалась. Оправданий быть не может. Наш конвейер работает более трех лет каждый день на 100%, без остановки. Может быть, эти условия слишком жесткие для российских компаний, не знаю.
— Ранее в некоторых российских СМИ была информация со ссылкой на корейскую прессу о том, что завод Hyundai в России может увеличить производственные мощности до 300 тысяч машин в год. Тогда эта информация не подтвердилась. Есть ли сейчас планы по расширению производства?
— Я подтверждаю, что эта информация была неверной. В прошлом году мы выпустили 237 тысяч машин, и это максимальная производственная мощность этого завода. У нас пока нет планов по строительству второй очереди завода, только по его расширению. Если мы захотим дальше расширяться, нам потребуется сделать некоторые инвестиции.
— Вы говорили, что Hyundai будет инвестировать в расширение производственной линейки в России. Сколько планируете вложить?
— Hyundai и Kia Motors разрабатывают следующее поколение Hyundai Solaris и Kia Rio. Таким образом, в ближайшем будущем мы будет производить новые модели, в которые мы планируем инвестировать начиная с этого года и продолжим в следующем году. Также могу подтвердить распространенную ранее в официальном пресс-релизе информацию о том, что мы начнем выпуск компактного внедорожника начиная с 2016 года, однако я не могу пока раскрывать каких-то деталей.
— Каков объем инвестиций?
— Я пока не могу сообщить, так как этот вопрос еще обсуждается, все будет зависеть от ситуации на российском рынке, но мы говорим о значительном объеме инвестиций.
— Новые модели Rio и Solaris будут обновлением существующих машин или абсолютно новыми автомобилями?
— Это будут совершенно новые машины.
— Проходя по заводу, увидел рестайлинговые Kia Rio.
— Это пилотная серия, но они скоро появятся в продаже.
— А когда появится новые модификации Rio и Solaris?
— Пока это также секретная информация. Но мы начинаем инвестировать в ближайшее время.
— Какие изменения получила обновленная Rio за исключением новой передней части кузова?
— Некоторые дополнительные удобства в салоне: новый дизайн передней панели, аудиосистемы, приборной панели. Линейка доступных двигателей и коробок передач не изменилась. Машина довольно скоро появится у дилеров. Возможно, в следующем месяце. Конечно, ее цена немного изменится, из-за изменения стоимости комплектующих, но насколько именно, я не знаю. Я изготовитель, а это вопрос к дистрибьютору.
— Hyundai сделала Индию своим глобальным центром по производству малолитражных автомобилей. Нет ли подобных планов относительно Петербургского завода? Может, увеличите экспорт машин в другие страны?
— У нас в Индии завод мощностью 600 тысяч машин в год, и они производят малолитражные автомобили. Но такие машины необходимы на местном рынке из-за своей дешевизны.
— Но ведь вы экспортируете оттуда значительную часть продукции в другие страны.
— Несколько лет назад произошла сильная девальвация индийского рупия, и тогда мы придумали, как выйти из сложившейся ситуации — мы расширили экспорт.
— Такой сценарий подошел бы для HMMR?
— Это лишь один из вариантов. Всего таких пути три. Первый — это наша внутренняя оптимизация расходов и повышение эффективности. Второй — это увеличение уровня локализации, что очень сложно. И, наконец, третий путь — это увеличение объемов экспорта выпускаемой продукции, что также очень сложно. Как мне кажется, обстановка в российской экономике должна улучшиться еще до фактического начала расширения экспортных поставок с нашего завода. В прошлом году мы экспортировали 26,1 тысячи машин в семь стран СНГ. В основном в Казахстан. В 2011-2013 году Украина занимала самую большую долю экспорта, но теперь на ее месте Казахстан. В прошлом году около 80% всего экспорта пришлось на эту страну. Мы продавали машины на Украине в январе-феврале прошлого года, но затем поставки прекратили, и порция Украины досталась Казахстану.
— А какой план экспорта в этом году?
— Мы бы хотели экспортировать столько же, сколько в том году, но уже есть сложности с заказами в Казахстане, потому что казахи сами приезжают в Россию, покупают машины и увозят их домой. Так что даже сохранить запланированную долю экспорта в этом году нам будет очень непросто. Каждый год мы планируем экспортировать примерно 10% от объема выпускаемых машин, но в этом году, если не будет заказов, мы просто сократим экспорт.
— В чем сложность выхода на новые экспортные рынки?
— Во-первых, в других странах отличается таможенное законодательство. А во-вторых, отличаются потребности покупателей. Россия — холодная страна с жесткими погодными условиями. Нашим покупателям нужна пятилетняя гарантия, усиленная подвеска, а кондиционер не так важен, так как летний период длится сравнительно недолго. Но если отправлять машины в жаркие страны, скажем, на Ближний Восток, то первое, что им надо — это гораздо более мощный кондиционер. Там свои покупательские предпочтения, которые мы здесь учесть не можем. И чтобы под них подстроиться, нам понадобится время — минимум два или три месяца. А объемы первое время будут невелики. Мы не можем инвестировать, если объем экспорта будет лишь 5 тысяч машин. Надеюсь, в течение двух-трех месяцев мы сможем принять решение о расширении экспорта в другие страны.