МОСКВА, 16 мар — РИА Новости. Российские парламентарии рассказали, что за год действия "украинских" санкций не потеряли ни зарубежных дворцов, ни вкладов в иностранных банках, поскольку не имели ни первого, ни второго — не сказались ограничения и на их отдыхе. Пострадало лишь межпарламентское сотрудничество, рассказали они.
В апреле 2014 года в ПАСЕ российскую делегацию временно лишили полномочий из-за якобы "агрессии" России в отношении Украины. В январе 2015 года на сессии Ассамблеи российскую делегацию не восстановили в правах. Одним из демаршей западных политиков также стало непризнание полномочий сенатора от Крыма Ольги Ковитиди в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Австрийские власти отказались выдать ей визу. Но в Совфеде решили, что Ковитиди по-прежнему будет членом делегации, так как только сама страна решает, кто будет представлять ее на международных площадках.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко за прошедший год не ощутила, что находится под санкциями. "Говорю совершенно искренне: я не чувствую, что нахожусь под санкциями", — заявила она РИА Новости. По словам Матвиенко, на её работе эти ограничения сказались мало. "За рубежом у меня нет ни банковских счетов, ни недвижимости, ни какого-то иного имущества. Санкции не мешают мне выполнять обязанности, связанные с осуществлением межпарламентского сотрудничества — как двустороннего, так и многостороннего", — сказала она.
Не внесли санкции изменений и в жизнь первого замглавы международного комитета Совфеда Владимира Джабарова — как в личную, так и в профессиональную. "От введения санкция я ничего не потерял — в Европе я никогда не проводил отпуск, я люблю теплые страны, и курорты Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока лучше, гораздо лучше в плане пляжного отдыха. А летом и в России климат хороший, и Крым у нас появился, и Сочи есть, прекрасные здравницы на Северном Кавказе — Кавминводы и Ессентуки", — рассказал он РИА Новости.
По словам Джабарова, прежним осталось и взаимодействие с европейскими парламентариями, в частности недавно прошла встреча на площадке Парламентской ассамблеи ОБСЕ. "Санкции никого, конечно, не радуют, но и страшного после их введения ничего не произошло", — констатировал он.
Председатель комитета Совфеда по обороне Виктор Озеров тоже не тоскует по отдыху в Европе. "В Европе я никогда в жизни не отдыхал, кроме Турции, последние шесть лет я отдыхал в Феодосии (в Крыму), и для меня здесь ничего не изменилось", — сказал он РИА Новости. Что касается рабочих контактов, то Озеров признал, что потерял возможность прямого общения с коллегами из НАТО. "Я с 1996 года возглавлял российскую парламентскую делегацию при НАТО и за это время смог убедиться, что прямые контакты — это лучший способ находить истину. Сегодня этого диалога нет, и от этого страдает не только Россия, но и страны НАТО", — убежден парламентарий.
Со своим коллегой согласна сенатор от Крыма Ольга Ковитиди. "Я не смогла из-за санкций принять участие в очередной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, но сложно сказать, кому от отсутствия диалога хуже — России или ЕС", — заявила она РИА Новости. В целом ее жизнь после санкций никак не изменилась, говорит Ковитиди. "Отпуск я всегда проводила в Крыму, мы всегда оздоравливаемся там с моими четырьмя детьми. Там лучшая экология и фрукты у нас, в отличие от европейских, без пестицидов — у нас на них нет денег", — сказала сенатор.
Второй крымский сенатор Сергей Цеков рассказал РИА Новости, что в личном плане санкции на его жизни не сказались — "счетов и недвижимости за рубежом у меня нет". Сенатор выразил сожаление, что ограничения негативно отразились его на межпарламентской деятельности. "Я бы хотел участвовать в межпарламентском диалоге по линии ПАСЕ, ОБСЕ", — сказал он.
Цеков, который много лет занимался правозащитной деятельностью и поддержкой соотечественников, также сожалеет, что не может принять участия в международных конференциях в Европе: сенатор не исключил, что еврочиновники откажутся выдать ему визу. Он выразил недоумение, что санкции были введены не в отношении тех, кто совершает преступления на Украине, а тех, кто имеет собственную позицию, возможно не совпадающую с мнением Запада, по украинскому конфликту.
Вице-спикер Госдумы, второй человек в правящей партии "Единая Россия" Сергей Неверов рассказал, что за прошедший год у него не было профессиональной необходимости выезжать за границу.
"Практически еженедельно я выезжаю в регионы (это в том числе связано с подготовкой к предстоящим в сентябре выборам). Что же касается отпуска, то летом несколько дней мне удалось отдохнуть в Алтайском крае (на юге Сибири), еще пару раз по работе выезжал в Крым, а вот моя семья там отдыхала, и вернулись все очень довольные", — сказал онРИА Новости.
Тем не менее, не обошлось и без курьезных случаев, добавил политик. "Как вы знаете, Япония также ввела санкции против физических лиц, впрочем так и не обнародовав список, но огласив несколько фамилий. В их числе была и моя. Как вице-спикер Госдумы я курирую взаимодействие с парламентом Японии. Так вот, уже после того как были введены санкции, мне пришло приглашение на торжественное мероприятие от японского посольства. А как известно, территория посольства считается территорией этой страны", — пояснил Неверов.
Беседа на ходу
Первый вице-спикер Госдумы, второй человек в Компартии России Иван Мельников рассказал, что введение санкций против него было связано с иронично-парадоксальной ситуацией.
"Я узнал о них в тот момент, когда по поручению председателя Госдумы находился в норвежском Осло и собирался выйти на трибуну для выступления перед председателями европейских парламентов. Так что пришлось пошутить и спросить у председательствующего: могу ли я еще говорить или уже собирать вещи? Выступить мне, конечно, дали, а европейцы чувствовали себя, прямо скажем, неловко", — рассказал Мельников.
Депутат отметил, что за границей никогда ничего не держал и не хранил, а отпуска проводил либо в России, либо в тогда еще украинском Крыму. "Причина простая: еще с тех времен, когда я работал в МГУ, с первых созывов Госдумы и вплоть до нынешних дней, поездки за границу у меня ассоциировались с командировками, со служебными делами: будь то лекции или работа в официальных делегациях страны. И так сложилось, что простой человеческий летний отдых я всегда предпочитал проводить в родной обстановке", — пояснил Мельников.
Он сказал, что санкции в какой-то степени повредили межпарламентской работе. Например, на последней сессии ПАСЕ для каждого члена российской делегации были указаны строгие, заранее оговоренные сроки пребывания. "И когда в процессе работы появилась необходимость задержаться еще на один день, чтобы принять участие в еще одной дискуссии, я этого уже сделать не мог. Однако такие нюансы вредят, скорее, самой ПАСЕ и содержанию дискуссий, а не их участникам", — добавил он.
Думский вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев рассказал РИА Новости, что санкции, введенные ЕС против него в сентябре, повлияли на общение со знакомыми депутатами из европейских парламентов. "Естественно, накладываются определенные ограничения, поскольку были и личные взаимоотношения с депутатами из других парламентов, были встречи не только на официальном уровне. Все это, конечно, вызывает определенные сложности и трудности в работе", — сказал он РИА Новости.
"Взаимодействие на уровне переписки по электронной почте или общения по телефону — это, конечно, не то", — посетовал депутат. При этом он добавил, что знакомые евродепутаты приезжают в Москву на официальные встречи, однако по личным мотивам они Лебедева пока не навещали. "К сожалению, они в Россию не так любят приезжать", — сказал депутат.
Парламентарий заверил, что его не затронули санкции Канады, введенные в декабре. "В Канаде я ни разу в жизни не был. Введение санкций Канадой меня не расстроило. Это слишком далеко, и вряд ли я туда поеду", — пояснил Лебедев.
Не гражданин ЕС
Первый замглавы международного комитета Госдумы Леонид Калашников (КПРФ) заявил, что санкции повлияли, в частности, на выполнение его партийных обязанностей. "Я не горжусь и не стыжусь этого (попадания в санкционный список), потому что я не считаю право Евросоюза или еще кого-либо ограничивать мою свободу передвижения. Я не их гражданин, я не их политический деятель", — сказал депутат РИА Новости.
Калашников рассказал, что за месяц до санкций выступал в немецкой столице на российско-берлинском деловом форуме. "Собрались порядка 250 бизнесменов, и с удовольствием они меня слушали, мою точку зрения, мою позицию по Украине. Думаю, что это кому-то не нравится", — сказал собеседник агентства.
Парламентарий отметил, что появление его фамилии в списке санкций не вызвало проблем с выбором мест для проведения отпуска. "В этом смысле, слава Богу, у нас есть, где отдыхать и в России, и стран очень много, которые не входят в Евросоюз. Так что я в этом смысле не вижу особых для себя проблем куда поехать", — заключил Калашников.
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина (ЕР) сказала, что для нее санкции обернулись лишь необходимостью отвечать на вопросы журналистов об их влиянии.
"Изменилось то, что помимо профильных для меня вопросов, касающихся семьи, материнства и детства, каждый месяц я еще и отвечаю журналистам на вопросы про санкции. И уже сама начала себе задавать те же самые вопросы: что-то ведь должно было для меня изменится, раз все вокруг так настойчиво этим интересуются", —сказала она.
"Но нет, изменилось немногое. Если честно, я особенно не задумывалась о каких-либо ограничениях, потому что весь этот период был очень насыщенным и богатым на события. Кроме парламентской работы в Москве практически каждую неделю в планах значился рабочий визит в тот или иной регион", — продолжила депутат.
Комментируя введение санкций в целом, Мизулина заявила, что выбранный Россией курс расходится с западным пониманием основополагающих ценностей. "Мы отстаиваем традиционные ценности, традиционную семью. В этом мы с Западом вряд ли в ближайшее время совпадем. И пусть это не нравится нашим западным коллегам, настолько, что они придумывают такие вот ограничения, это вряд ли повлияет на что-то. Мы остаемся на своих позициях", — уверена она.