Владимир Лепехин
Киев убедился: сколько ни мобилизуйся, ни вооружайся и ни перегруппировывайся, а одолеть ополчение ДНР и ЛНР в открытом бою он не в состоянии. Отсюда и поиск новой тактики, которая бы позволила ему если не победить, то избежать позора.
Полагаем, что обсуждать стратегию ведения Вооруженными силами Украины (ВСУ) военной кампании на юго-востоке страны бессмысленно, поскольку ни у ВСУ, ни у политического руководства Незалежной такой стратегии сегодня нет. Постановка перед украинской армией стратегических задач, увы, зависит не от Киева, а от столиц иных государств, и определяются эти задачи не на Банковой улице или Воздухофлотском проспекте, но по совсем другим адресам за пределами Украины.
А вот о тактике военных действий ВСУ против Ополчения Новороссии поговорить стоит. Тем более что в воскресенье Киев в очередной раз сорвал переговоры с представителями ДНР и ЛНР.
Война не с ополчением, а с населением
До сих пор тактика ВСУ была довольно проста и заключалась в нанесении как можно большего урона гражданскому населению юго-востока. Расчет был на то, чтобы запугать людей, заставить их выбирать между смертью и жизнью на коленях в пользу второго. Частично эта задача была решена: по крайней мере, в Славянске и некоторых других "освобожденных" украинской армией городах оставшийся в них народ, запуганный карателями из Нацгвардии и СБУ, сидит тихо, а иногда даже изображает радость при появлении в поле зрения желто-синих артефактов.
В процессе удерживания украинским спецназом терминалов донецкого аэропорта в Киеве началась героизация его "защитников", как будто в тылу у так называемых киборгов находились женщины и дети. На самом деле, за спинами любителей донецкого сафари не было ничего, кроме известной демагогии о единой Украине.
За неимением у ВСУ и Нацгвардии реальных подвигов эпопея с "героической обороной" донецкого аэропорта обросла мифологией: киевская медиабратия пыталась сравнивать прицельный огонь отморозков ВСУ по городу то с защитой Брестской крепости, то с обороной Сталинграда. Хотя какой может быть Сталинград у тех, кто пришел на чужую землю в стремлении убивать всех подряд, независимо от пола и возраста?
Провал тактики террора
Разумеется, лукавое майданное мифотворчество обанкротилось в один день, сразу же после взятия терминалов ополченцами ДНР. И сегодня у режима появилась новая версия событий вокруг донецкого аэропорта.
Так, бывший обер-глава Донецка Сергей Тарута заявил, что удерживать аэропорт "не имело смысла со стратегической точки зрения" (типа — "не очень-то и хотелось"). Хотя с самого начала было ясно, что названный кусок территории действительно не имел стратегического значения, и силовики преследовали решение известной тактической задачи — превратить Донецк в груду щебня и костей.
Такая тактика ведения войны характерна для ВСУ и на других направлениях "АТО": подойти вплотную к самым населенным городам ДНР и ЛНР, чтобы затем начать методичное уничтожение в них всего живого. Попросту говоря, — не столько воевать, сколько самым подлым образом гадить простым людям.
ВСУ особо не замечены в танковых прорывах и рейдах по тылам противника, взятии стратегических высот или масштабных сражениях в поле, направленных на перехват стратегической инициативы и захват коммуникаций. Украинская армия и нацгвардейцы уповают в основном на артиллерию, упершись своими батареями именно в города, в стены жилых пятиэтажек, за которыми удобно прятать пушки, минометы и пусковые установки. Именно поэтому ополченцы до поры до времени оставляли города (Славянск, Лисичанск, Краматорск): чтобы не давать ВСУ повода разрушать их артиллерией. Впрочем, тактика, основанная на уничтожении граждан при наступлении и взятии их в заложники при обороне, похоже, исчерпала себя: жители Донбасса и Луганщины не поддаются панике, а ополченцы не собираются переходить к затяжной позиционной войне и, судя по всему, созрели для выдавливания артиллерийских частей ВСУ на безопасное расстояние от городов Новороссии.
Заметим также, что неоднократно объявляемые Киевом мобилизации новобранцев не состоялись, а моральный дух ВСУ не просто низок, но — после тяжелых потерь в боях за донецкий аэропорт и в преддверии катастрофы в районе Дебальцево — близок к критическому. Сегодня даже тыловые генералы начинают осознавать, что чем дольше будет продолжаться война, тем больше будет трупов, дезертиров и волнений в войсках, тем ниже будет рейтинг киевского режима и туманней его перспективы.
Не в Евросоюз, так в НАТО
На фоне провала тактики террора киевские евроинтеграторы задумались о переходе к войне нового типа, которая бы позволила им и рейтинг власти удержать, и видимость контроля за ситуацией в стране сохранить. И не придумали ничего лучшего, кроме как затащить на Украину — в любом виде — войска НАТО. В этом случае, во-первых, можно будет спрятаться за спинами натовских "инструкторов", во-вторых, списать свои фронтовые неудачи на них, а в-третьих, надеяться, что Россия дрогнет и заставит ополченцев пойти на условия хунты.
Киев вознамерился во что бы то ни стало поставить на пути ополченцев, которые вот-вот перейдут в контрнаступление, "штабы", а лучше — воинские подразделения НАТО. А не НАТО — так любых "миротворческих" сил.
Киев делает все возможное, чтобы интернационализировать борьбу с ДНР и ЛНР и втянуть в войну с ополчением Юго-Востока — какие-то подразделения из Литвы и Польши. Важно повязать Евросоюз, ОБСЕ, НАТО и другие евроструктуры кровью граждан Новороссии — и тогда, возможно, в тени войны Европы против России киевский режим сможет продолжить нацизацию и разграбление Украины.
Впрочем, в странах Европы расчет число тех, кто не верит украинскому руководству. Провокация с Боингом явно не прокатила, во всяком случае — в том объеме, на который рассчитывал Киев, а жалкие филиппики Яценюка пока не встретили сочувствия где-либо, помимо МИД Польши. Так что при всей нелюбви к России Евросоюз по-прежнему не собирается решать проблемы Украины за свой счет.
В такой ситуации Киеву не остается ничего иного, кроме как начать серию провокаций против ополчения юго-востока и Москвы. Он запускает кровавую карусель терактов на Донбассе в надежде на то, что на эти "преступления сепаратистов", быть может, хоть как-то отреагируют Брюссель и Вашингтон.
Кровавая баня начинается с подрыва мины в Волновахе, после чего следуют минометный удар по троллейбусу в Донецке, а также артобстрелы Горловки, Мариуполя и других городов, приписываемые, разумеется, ополченцам. Киевская пресса пишет нечто невразумительное о том, что где-то якобы найдены трупы пленных военнослужащих ВСУ со следами пыток, что Россия куда-то стягивает какие-то свои войска, а под Свердловском российские военные "в попытках скрыть численность жертв" якобы "продолжают сбрасывать тела погибших в неработающие шахты".
Более того, Порошенко лично едет в Давос с куском от автобуса, обстрелянного де под Волновахой "сепаратистами", дабы в очередной раз попроситься в предбанник НАТО, в то время как заказные русофобы устраивают истерику в ПАСЕ.
Зачем нужен срыв переговоров о мире
Разумеется, демагогия и провокации Киева не срабатывают. Теракт в Волновахе шит белыми нитками, а обвинения ополченцев в обстреле Мариуполя горят синим пламенем. Россия с радостью избавляется от своего унизительного положения в ПАСЕ, и даже слепые депутаты этого органа-атавизма не могут не видеть, что народ с Украины бежит не в Европу, а в Россию — в ту самую Россию, которая якобы воюет с Украиной.
Сегодня Киев ждет наступления ополченцев на Мариуполь, чтобы вновь запустить маховик терактов против жителей ДНР и ЛНР, одновременно ломясь в двери НАТО. Вот почему вчера в Минске украинская сторона сознательно сорвала переговоры по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины.