МОСКВА, 30 дек — РИА Новости, Гульнара Вахитова, Диляра Солнцева-Эльбе. Уходящий год стал проверкой на прочность и независимость для руководства Банка России: неблагоприятная геополитическая обстановка, разгон инфляции, обвал рубля вынудили регулятора принять непопулярные меры.
Впрочем, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не напугана происходящим и твердо верит, что банки, компании и россияне еще увидят плоды от предпринятых мер — инфляция замедлится, валютные спекулянты отступят, рубль научится "плавать", а ставки по кредитам пойдут вниз.
Продовольственное эмбарго РФ в ответ на санкции ускорило инфляцию, что заставило Банк России пересмотреть свои прогнозы. Регулятору пришлось несколько раз переписывать основные направления денежно-кредитной политики и поднимать ключевую ставку — с 5,5% в начале года до 17% в декабре.
Одной из "пожарных" мер ЦБ можно назвать досрочный переход к свободному курсообразованию, что означает отказ от регулярного поддержания курса рубля при помощи валютных вливаний на рынок за счет золотовалютных резервов страны. Чтобы зря "не палить" резервы, Банк России отменил валютный коридор на полтора месяца раньше запланированного срока.
Российский рубль, чувствительный к нефтяным котировкам, не устоял и покатился вниз. На этом фоне обострилась паника среди населения, которое ринулось в обменники и "смело с прилавков" товары не первой необходимости — от бытовой техники до автомобилей.
"Это был бурный год. Одно из главных достижений 2014 года — переход к плавающему валютному курсу, что сравнимо с созданием Резервного фонда. Конечно, оно было сопряжено с подъемом волатильности в переходный период, но сам момент все равно позитивный. Да, к ЦБ могут быть нарекания: можно было бы реагировать лучше, быстрее, более адекватно. Но надо учитывать политическую ситуацию, очень сложный год был", — говорит аналитик Владимир Осаковский из Merrill Lynch.
Неукротимая инфляция
В начале 2014 года Банк России с гордостью заявлял, что благодаря таргетированию инфляции удастся замедлить рост потребительских цен по итогам года до 5% с 6,5% в 2013 году. Однако жизнь внесла свои коррективы, и в марте на гребне первой волны санкций прогноз по инфляции был повышен до 6%. К концу года прогноз был уточнен до 10%, но и ему не суждено сбыться: на 22 декабря инфляция перескочила прогноз на 0,4 процентного пункта.
В высокой инфляции виноваты несколько факторов — например, ослабление рубля во втором полугодии, продовольственные ограничения, введенные Россией в августе, добавили к росту цен почти 5 процентных пунктов, подсчитали в ЦБ.
Власти РФ уже признали, что в следующем году ситуация обострится и инфляция сохранится на двузначном уровне. По оценкам Центробанка, в первом квартале 2015 года инфляция в годовом выражении может превысить 10%. Но на конец 2015 года инфляция снизится примерно до 8%, ожидает Набиуллина.
"Денежно-кредитная политика, безусловно, будет жесткой в первом полугодии следующего года. Какие-то смягчения мы ожидаем к осени, а уже с весны начнется какая-то коррекция курсов. Мы ожидаем, что инфляция за 2015 год будет выше 9%", — полагает Осаковский из Merrill Lynch.
Текущее ослабление рубля аукнется ростом цен через несколько месяцев, предупреждают эксперты. "Даже если правительству и ЦБ удастся стабилизировать курс рубля, то сдержать инфляцию удастся в гораздо меньшей степени", — считает Алексей Девятов из "Уралсиб Кэпитал". По его расчетам, 10% ослабления рубля добавляют к инфляции около 1,5 процентного пункта спустя 3-4 месяца после того, как это обесценение произошло. С начала года рубль подешевел к бивалютной корзине почти на 40%, поэтому в конце первого квартала инфляция может достичь порядка 14%, не исключил экономист.
"Ястребиная" ставка
Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка — недельная ставка РЕПО, под которую регулятор рефинансирует кредитные организации. Поэтому этот механизм служит ориентиром для принятия решения банками по своей процентной политике.
В этом году риторика Банка России в основном носила "ястребиный" характер: он неоднократно предупреждал, что может ужесточить свою политику в случае нарастания инфляционных рисков. Регулятор сдержал свое обещание.
"ЦБ остановился и правильно сделал, надо было, может быть, только пораньше и пожестче это сделать, тогда не нужно было бы, может быть, ставку поднимать до 17%. Но это другой вопрос, это вопрос, так сказать, вкусовой, хотя он и является весьма существенным", — сказал президент РФ Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции.
Повышение ключевой ставки в первую очередь все же направлено на снижение инфляционных ожиданий, пояснила принятие решения глава Банка России.
"Повышение ставки на 650 базисных пунктов — это экстренная мера, принятая в условиях резкой дестабилизации валютного рынка. Она уже сказывается на потребительском рынке и на финансовых институтах. Эта мера имеет много отрицательных последствий, но она соответствует мировой практике центральных банков", — считает аналитик "Совлинка" Ольга Беленькая.
Набиуллина указала ряд положительных моментов от повышения ключевой ставки. Например, проценты по депозитам вырастут, и рублевые вклады станут привлекательны для населения. Банки уже прислушались к главе ЦБ и стали повышать ставки по вкладам, но при этом не забывая поднять проценты и по кредитам.
Эффект присутствия на рынке
Уходящий год запомнился россиянам и шоковым ослаблением рубля, самым сильным с дефолтного 1998 года. За один день — 16 декабря, когда ЦБ не вышел на рынок с интервенциями после внезапного повышения ключевой ставки — "деревянный" падал к доллару почти на 20% и почти на 22% к евро.
Власти РФ обещают не возвращаться к тотальному валютному контролю и не вводить обязательную продажу валютной выручки. Вместе с тем, регулятор пристально следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с экспортерами и крупнейшими банками. Банк России может в любой момент выйти на валютный рынок с масштабными неожиданными интервенциями, неоднократно предупреждала Набиуллина.
"Мы ушли от регулярных интервенций, вводя плавающий курс. Я считаю, что это было абсолютно правильным решением. Это решение, по сути дела, снизило привлекательность для спекулянтов работы на валютном рынке против Банка России. Мы проводили интервенции нерегулярные, внезапные, они позволяли влиять в некоторой степени на валютный рынок, но мы считали важным принять более важное решение с повышением процентных ставок", — аргументировала позицию ЦБ Набиуллина.
К концу года рублю удалось несколько отыграть свои позиции и приблизиться к своему равновесному значению. Финансовый блок правительства уверен в том, что основной пик ослабления национальной валюты уже пройден, и в следующем году рубль продолжит укрепляться.
"Курс рубля в ближайшие месяцы ждет период нестабильности, но с весны рубль будет тяготеть к своему фундаментальному значению, которое при цене на нефть в 60 долларов за баррель должно быть порядка 50 рублей", — ожидает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Сам Банк России никогда публично не озвучивает свой прогноз по курсу рубля, чтобы лишить валютных спекулянтов ориентира.