Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
На фоне недружественной западной риторики Владимир Путин утвердил новую военную доктрину России. Это ещё один шаг на пути к многополярному миру, ясная позиция, прямые ответы на варианты возможной агрессии. И это закономерное продолжение событий уходящего года.
Заноза отчаяния
Воссоединение с Крымом, разворот на Восток (новые договоренности с Китаем, Индией и Пакистаном), укрепление ОДКБ и Евразийского экономического союза, возвращение в Арктику, Турецкий поток вместо Южного, 16 успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет, более 30 орбитальных космических запусков, в том числе тяжёлая "Ангара А5" — все это факты, подтверждающие статус России как великой державы, а не пропагандируемый на Западе образ "старой бензоколонки с пьяным охранником". Власть силы не пропорциональна силе власти — эту истину в 2014 году Россия доказывала делом.
Запад много месяцев размахивает резолюциями, законами, указами и экономическими санкциями. Однако исключительных и незаменимых политических партнеров на планете не существует. Экономические санкции против России поддержали три десятка стран — это члены НАТО, Австралия и Япония. А всего в мире — около двухсот независимых государств. Таким образом, международная изоляция России — несбыточная мечта наших недругов.
Руководствуясь нашими национальными интересами, можно на долгие годы оставить Америку без космоса, отменив поставки российских ракетных двигателей и доставку астронавтов на МКС — из-за полицейского произвола в Фергюсоне и пыток ЦРУ.
Ошибки истории
Кто определил, что история не имеет сослагательного наклонения? Недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече президента России Владимира Путина с представителями Федерального собрания напомнила о незаконности передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 году. По ее словам, волюнтаристский акт принят в нарушение действовавшей конституции, не имеет юридической силы и правовых последствий. В Совете Федерации готовится соответствующий законопроект, исправляющий юридическую ошибку 1954 года.
Возможно, есть смысл поискать нестыковки и в договоре о продаже Аляски. За хорошие деньги американские адвокаты докажут право России на владение этой территорией и даже право "Газпрома" на добычу сланцевого газа в Мексике.
Владимир Путин подчеркнул, что военная доктрина России носит исключительно оборонительный характер, "однако свою безопасность мы будем отстаивать последовательно и жестко".
Параллельный мир
Порой складывается впечатление, что наши американские партнеры живут на другой планете, так далеки их оценки от реальности.
Вот газета Christian Science Monitor цитирует руководителя программы американо-российских отношений Института национальных интересов США в Вашингтоне Пола Сондерса: "Украина и украинский народ имеют право решать, хотят ли они вступать в НАТО или нет, страны альянса имеют право решать, принимать ли Украину в свои ряды, а Россия имеет право решать, каким образом реагировать на намерение Украины стать членом НАТО… Но основная проблема не в правах. Вопрос в том, станет ли Европа более стабильной и безопасной, если Украина войдет в НАТО".
Трудно сказать, чего здесь больше — самодовольной недальновидности или заокеанской безнаказанности. Однако наша круглая планета вдоль и поперек простреливается межконтинентальными баллистическими ракетами (каждый политик должен постоянно помнить об этом), и нельзя отделять безопасность Европы от Америки. Как Северный морской путь от России.
Заместитель губернатора Аляски Мид Тридвел недавно заявил: "Россия пишет правила для Северного морского пути, который может обеспечить ресурсами весь мир". Будто бы писать правила для исключительной экономической зоны России шириной 370 км должен кто-то вне России. Тридвелу с единомышленниками надо бы перечитать статьи 56 и 58 Конвенции ООН 1982 года по морскому праву, там сказано: все государства в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством.
Однако вернемся в Европу. Даже в США растёт понимание ограниченных возможностей Запада и ключевой роли России в украинском кризисе. И санкции — палка о двух концах. К примеру, норвежская крона девальвировалась на 20%, пузырь на рынке недвижимости вот-вот лопнет. Никто не шумит о крахе норвежской экономики, все пропагандистские ресурсы Запада брошены на Россию.
Примитивизация (сравнение России с Нигерией) и демонизация (сравнение Путина с Гитлером), логика экономических санкций, которые призваны обречь российский народ на страдания, заставить "прислушаться к голосу здравого смысла" и пойти на майдан — это параллельный мир. Не дают покоя соседям по планете успешные бизнес-проекты прошлого: стеклянные бусы для аборигенов, африканские рабы на плантациях, призрак дегенеративного партнера Лени Голубкова. Увы им, эта история больше не повторится. Сегодня Россия не просто планирует будущее, она его создает.
Прежде Запад не любил нас за то, что мы "красные". Сегодня в основе антипатии тот факт, что мы — русские, которых невозможно переформатировать на свой вкус. И своего надсмотрщика внедрить нельзя. Кому-то придется с этим смириться.