Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Городские легенды Эрмитажа: герои и привидения

Писатель Наум Синдаловский рассказал корреспонденту РИА Новости о мифах и легендах, которые сложились за 250 лет существования Эрмитажа.

С.-ПЕТЕРБУРГ — 5 дек, РИА Новости. Государственный музей Эрмитаж в декабре отмечает 250-летний юбилей. О легендах Зимнего дворца, вошедших в городскую мифологию, корреспонденту РИА Новости Александру Кудрявцеву рассказал известный исследователь фольклора северной столицы писатель Наум Синдаловский.

Крылатый Ленин и генералиссимус Вольтер

"По легенде, идея основать музей картин пришла императрице Екатерине II после того, как она бродила по покоям Зимнего дворца и случайно обнаружила в кладовке картину "Снятие с креста". Сюжет этот среди живописцев был очень распространенным, и до сих пор точно неизвестно, чьей кисти принадлежала работа. Есть версия, что это был шедевр знаменитого Рубенса, и императрица, впечатленная бесценной находкой, решила создать музей. Кстати, он долгое время оставался частным. Для горожан Эрмитаж стал доступен лишь с середины XIX века", — рассказывает писатель.

Музей для многих петербуржцев считается индикатором культурного уровня. Это нашло отражение даже в городских поговорках. "Если строить, то Эрмитаж", — говорят коренные петербуржцы, подразумевая серьезный подход к работе, которую нужно сделать на отлично. А про гостей города, побывавших на выставках в Зимнем дворце, есть специальный термин: "эрмитажированный".

Немало петербургских анекдотов из коллекции писателя посвящено визитам в Эрмитаж партийных работников и "новых русских". И о тех, и о других персонажах разных исторических эпох фольклор Северный столицы отзывается одинаково нелестно.

Первые прославились незнанием мировой истории и частенько принимали бюст Вольтера за советского генералиссимуса. А известную скульптуру "Грозящий Амур" неоднократно путали с "маленьким Лениным" и удивлялись, "откуда у него крылышки".

Эхо девяностых

Вид на Дворцовую площадь и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Архивное фото
Британский музей передал в Эрмитаж скульптуру из ПарфенонаБезголовая скульптура полулежащего Илиссоса будет выставлена в Санкт-Петербурге уже в субботу и останется там до 18 января.
"Впрочем, Вольтеру в Эрмитаже часто не везло. Он впал в немилость еще во времена Николая I, не любившего вольнодумцев. Когда царь увидел бюст философа в музее, он раздраженно бросил: "Уберите эту обезьяну", после чего бюст еще долго пылился в запасниках", — говорит Синдаловский.

В 1990-е годы городской фольклор наполнился многочисленными историями с участием знаковой фигуры времени: "нового русского". Эти персонажи тоже успели отметиться и в Зимнем дворце.

"Новый русский садится в Эрмитаже в кресло, к нему подбегает музейный работник: "Вы что, с ума сошли, это кресло Екатерины Великой!" — "Ну и что, она придет, я встану", — с улыбкой приводит Синдаловский типичные примеры эрмитажных анекдотов того времени.

"Браток заходит в Эрмитаж и приговаривает: "Бедненько… бедненько… но чистенько". А вот еще — "новый русский" выходит из Эрмитажа и вздыхает: "Никакого удовольствия, кроме эстетического!"".

"Призрак" в доспехах

Не обошел фольклор Петербурга и самих работников Эрмитажа. Типичного сотрудника музея за важность и вальяжность прозвали "эрмитажный барин". Строгих бабушек, грозно осаживающих смельчаков, пытающихся потрогать экспонаты, злые языки называют "пеньки".

Пожалуй, одним из самых легендарных героев Эрмитажа стал знаменитый оружейник, создатель и хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. В блокадную юность фанат творчества Александра Дюма создает комсомольский отряд "Ленинградские Д'Артаньяны" и тушит немецкие бомбы-зажигалки, затем уходит в армию, участвует в освобождении Венгрии и Чехословакии, а после войны устраивается работать в Эрмитаж. Слывет эксцентриком, способным прийти на лекцию в шляпе и плаще мушкетера или пройтись по Невскому проспекту в рыцарских доспехах.

Видно, любовь к эпатажу и сделала его героем одной из ленинградских баек советских времен.

"По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы оружейник узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами", — говорит исследователь фольклора.

Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооруженный рыцарь в стальных доспехах. Побеспокоенный "призрак Эрмитажа" гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом.

Но потом вышла промашка — по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки. Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищенную доспехами всадника. "Призрак" взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.

Как директор Эрмитажа Иосиф Орбели ангела спас 

Вид на Эрмитаж и Александровскую колонну. Архивное фото
Шедевры Эрмитажа "оживили" к юбилею музеяНа сцене Эрмитажного театра в субботу зрители увидели 12 персонажей знаменитых полотен.
"Рассказывают, что в советские времена будто бы кому-то пришла идея снять ангела со шпиля Петропавловской крепости и заменить его скульптурой Сталина. Культурная общественность была взволнована и судорожно искала выход из критической ситуации. Ангела спас директор Эрмитажа — однажды на совещании в Смольном, когда решался вопрос, снимать скульптуру или нет, он поднялся и спросил: а вы знаете, что ангел отражается в Неве? Все закивали, а Орбели продолжил: так вы что, хотите, чтобы все видели в реке Сталина вниз головой? Вопрос был решен моментально", — рассказывает Синдаловский.

Прославился Орбели и историей о спасении картины "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. В ответ на требование комиссаров Внешторга отдать предназначенные для изъятия экспонаты, он ответил: только через мой труп. Когда картину было решено продать, он вынес ее из Эрмитажа, спрятав под пальто. Когда проверка была закончена, Орбели вернул полотно в музей.

Оживающие вещи

Все рассказы об Эрмитаже построены на одной основе — это повествовании о мужественной защите хранителями музея наследия культурной столицы. Легендами овеяны не только люди Эрмитажа, но и, конечно же, экспонаты. Жители города туманов и белых ночей любят истории о призраках, привидения живут в каждом дворце, и Эрмитаж — не исключение. Здесь часто видят представителей семейства Романовых, рассказывают и про оживающую по ночам восковую фигуру Петра I, которую ироничные горожане называют чучелом царя.

Опрос
Новости по каким темам, на ваш взгляд, являются самыми интересными?

"Есть известная мистическая история про один из экспонатов в зале Древнего Египта — скульптуру львиноголовой богини Сахмет. Она была очень кровожадной, и однажды боги узнали, что богиня решила стереть с земли весь род людской. Пока Сахмет спала, защитники человечества разлили рядом красное пиво. Проснувшись, богиня приняла пиво за кровь, опьянела и забыла о своем суровом плане", — рассказывает исследователь петербургского фольклора.

До сих пор в городе живо предание, что один раз в году в полнолуние на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужица. Ее замечают только служители, так как к моменту появления первого посетителя лужа, похожая на кровь, высыхает.

Эту историю экскурсоводы Эрмитажа рассказывают по сей день, и уже никто не знает, в каком веке родилась эта египетская легенда.

"Эрмитаж остается символом и индикатором культуры как старого, так и современного Петербурга", — подчеркивает писатель.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала