МОСКВА, 12 ноя – РИА Новости, Ольга Липич. В России в последние годы растет интерес к тибетской медицине и культуре, тесно связанной с буддизмом, и Москва как мост между Востоком и Западом имеет большой потенциал, считает представитель Далай-ламы в России и СНГ доктор Наванг Рабгьял. Его поддержали участники прошедшего в Институте востоковедения РАН круглого стола об исторических и духовных связях Тибета с Россией, Индией и Монголией.
Рост контактов
"Интерес к тибетской медицине и культуре в России растет. Сейчас действует более 100 буддийских храмов в традиционных буддийских республиках и порядка 200 буддийских центров в крупных городах России. В Москве есть центры всех направлений буддизма", — сказал Наванг Рабгьял.
По его словам, несколько тибетских монахов служат в России в качестве духовных наставников. Тибетских лам из Индии, Непала и других стран приглашают в РФ ежегодно для передачи знаний. А с 2009 года тысячи российских паломников посещают учения Его святейшества Далай-ламы в Индии. На русский язык переводятся книги буддийских учителей. В России есть уже ряд центров и клиник, практикующих тибетскую медицину.
"Москва расположена как мост между Востоком и Западом, и в этом имеет большой потенциал. Но тибетский вопрос во многом зависит от развития отношений между Китаем и США… Я молюсь о мире, гармонии и счастье", — добавил представитель Далай-ламы.
Он напомнил, что в XVIII веке обучавшийся в Тибете бурятский лама Дамба Заяев передал российской императрице Екатерине Великой подарок от Далай-ламы VII, что "можно рассматривать как первый контакт между Далай-ламой и российским правительством". Затем были российские экспедиции в Тибет, в том числе, прославленные Рерихами. Буддизм стал особенно популярен при дворе Николая II.
"Российская империя была первым европейским государством, установившим дипломатические отношения с Тибетом, руководимым Далай-ламой XIII, и первый буддийский храм в Европе был построен в Санкт-Петербурге… Дипломатические контакты были потеряны после революции в России 1917 года", — отметил Наванг Рабгьял.
Аутентичный буддизм
"Тибетский канон – самый полный, аутентичный буддийский канон, сохраняющий классическую индийскую буддийскую традицию, традицию 17-ти ученых университета Наланда", — сказала представительница Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Ирина Урбанаева.
По ее словам, после пресечения буддизма на его родине в Индии, местом его сохранения и развития стал Тибет, где был создан монашеский институт по образцу индийского. Отвечая на вопрос, почему тибетские учителя избрали не "китайский", а "индийский буддизм", Урбанаева отметила, что именно "аутентичность индийской трансмиссии была приоритетной для тибетцев". Нужны были критерии отбора, умение справляться с противоречивостью текстов, стратегия их перевода. И тибетцы, по мнению исследовательницы, предпочли "постепенный путь просветления" (ламрим – этапы пути), в то время как в Китае преобладал «мгновенный путь просветления".
"Тибетцы сознательно следили за аутентичностью, был государственный заказ тибетских правителей на сохранение тибетского буддийского канона, языка – для передачи учения Будды", — подчеркнула Урбанаева.
Буддизм, наука и счастье
"Между наукой и буддизмом нет никаких противоречий – наоборот, они взаимно дополняют друг друга. Буддийское учение не опровергает научных исследований, а помогает ученым. Оно опирается на логику – так говорил сам Будда", — заявил представитель московского Буддийского центра сохранения традиций Махаяны Нгаванг Тугдже.
По его словам, несмотря на научно-технический прогресс, в мире остается много страдания ментального плана: "наука до сих пор не может решить главную задачу – принести умиротворение и гармонию в сердце".
"Это побудило начать новые исследования в области работы мозга и сознания. Буддийское учение наиболее полно раскрывает все, что касается сознания и ума. Страдания ментального плана опираются на омрачения. Чтобы обрести внутреннее счастье, необходимо избавиться от омрачений, а для этого нам нужно избавиться от лежащих в их основе незнания объекта и ложного восприятия", — отметил буддийский монах.
Буддизм в России и Далай-лама
Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными визитами, последний (в 2004 году в Калмыкию) был однодневный. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.