МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. Правительство РФ вновь назначило Владимира Якунина, которому в июне исполнилось 66 лет, президентом государственной инфраструктурной монополии ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).
Якунин впервые был назначен главой РЖД в июне 2005 года, то есть занимает этот пост уже девять лет. СМИ со ссылкой на источники неоднократно писали о его скорой отставке. Сам Якунин предпочитал не комментировать слухи, говоря, что судьба его контракта зависит от правительства. При том длительное отсутствие документа, продлевающего истекшие 10 июня полномочия Якунина, только подогрело слухи.
И вот интрига разрешилась. Премьер-министр Дмитрий Медведев 25 августа на встрече с Якуниным проинформировал, что подписал распоряжение, продлевающее его полномочия на посту главы РЖД. Согласно уставу компании, президент РЖД назначается на должность правительством РФ сроком на три года.
"Вы — человек опытный, с 2005 года руководите этим акционерным обществом. Оно имеет стратегическое значение для нашей страны, вне всякого сомнения, так оно было, есть и будет. Поэтому даже в нынешних довольно сложных условиях нужно будет продолжить работу по развитию сети российских железных дорог, по инвестированию средств в различные объекты открытого акционерного общества "Российские железные дороги", — отметил Медведев, пожелав Якунину успехов в исполнении должностных полномочий.
"Спасибо за доверие, Дмитрий Анатольевич. Я это доверие ценю. Постараемся оправдать все ожидания. Действительно, ситуация — Вы правильно нас ориентируете — непростая, но она простой, в общем-то, никогда и не была. Будем работать", — ответил глава РЖД.
Не транспортинк по образованию
Якунин родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области. Согласно официальной справке на сайте РЖД, в 1972 году окончил Ленинградский механический институт. Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Госинститута прикладной химии. После службы в армии работал инженером, старшим инженером управления госкомитета Совета министров СССР по внешнеэкономическим связям, начальником отдела Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе АН СССР.
В 1985-1991 годах состоял на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь постпредства СССР при ООН). Был председателем совета директоров АОЗТ "Международный центр делового сотрудничества" и начальником Северо-Западной окружной инспекции главного контрольного управления президента РФ.
Сам Якунин в одном из интервью говорил, что на посту начальника Северо-Западной окружной инспекции большая часть его работы была связана с контролем за исполнением указов президента по развитию портов в Финском заливе. "Мне пришлось очень серьезно вкапываться в саму проблему. Я не транспортник по образованию, и за эти два-три года, которые мне пришлось этим заниматься, конечно, определенные знания и опыт в этой области я приобрел", — рассказывал он.
В 2000 году проходило реформирование администрации президента, и тогдашний министр транспорта Сергей Франк пригласил Якунина своим замом. "Мы с ним познакомились, когда он был министром транспорта, и в совете директоров тогда еще существовавшего Балтийского морского пароходства сталкивались на совещаниях. Далеко, кстати, не всегда единодушно оценивая ситуацию. Но эта оценка всегда исходила из потребности развития отрасли и государства", — рассказывал Якунин.
Вы идете туда на реформирование
После работы в Минтрансе Якунин занял пост первого заместителя министра путей сообщения. В 2003 году министерство было преобразовано в ОАО "РЖД". Якунин занял в компании должность первого вице-президента. Работая в министерстве транспорта, помимо прочего, он занимался вопросами взаимодействия различных видов транспорта, поэтому портовый и железнодорожный бизнес были ему знакомы.
"Предложение (стать главой РЖД) формулировалось в несколько этапов: были разговоры в администрации президента, с министром. Окончательное решение принималось на уровне правительства и президента. Когда было сформулировано окончательно это предложение, была поставлена задача: вы идете туда именно на реформирование отрасли и должны владеть ситуацией в отрасли. С таким наказом я пришел в компанию", — вспоминал Якунин о своем первом назначении на пост президента РЖД в 2005 году.
Реформу железнодорожной отрасли по сложности он сравнивал с реформой экономики в целом. Тогда сектор испытывал тяжелейшие последствия стагнации, и не было денег на его поддержку. Требовалось не просто изменить систему управления, а ментальность людей, которые управляли отраслью и работали в ней, констатировал глава РЖД.
За время нахождения Якунина на посту президента РЖД была построена новая система управления железными дорогами страны. Почти весь парк вагонов был выведен в дочерние структуры. Появились частные ж/д операторы, которые, однако, еще ждут либерализации рынка локомотивной тяги. Идет программа приватизации "дочек" РЖД.
"Официально все рассмотрения элементов реформирования и его периодов получили положительную оценку правительства. Это означает, что мы сделали все что хотели? Конечно, нет. Я думаю, что и общество не может сказать, что оно удовлетворено тем, как все произошло. Реформирование такой отрасли — это компромисс между идеалом и тем, что возможно сделать. На мой взгляд, сделано очень много, но осталось сделать не меньше", — делился Якунин.
Помимо реформы, за эти девять лет были реализованы или запущены ряд крупных инфраструктурных проектов. Компания строила объекты к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, занимается инфраструктурными проектами за рубежом, готовится к получению средств ФНБ на модернизацию БАМа и Транссиба, работает над созданием первой в РФ высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.
Постоянно куда-то отправляют…
Согласно уставу РЖД, президент компании может назначаться на должность неограниченное количество раз. Срок его полномочий составляет три года. Этот срок стал четвертым для Якунина. Каждые три года в преддверии очередного переназначения Якунина в СМИ поднималась волна слухов о его возможной отставке. В этот раз глава РЖД стал жертвой сразу нескольких жестких атак еще за год до истечения срока.
Самая громкая из них случилась накануне Петербургского международного экономического форума 2013 года. Тогда от имени пресс-службы правительства был разослано фальшивое сообщение об отставке Якунина и назначении на пост главы РЖД первого вице-президента Александра Мишарина.
Кроме того, основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный обвинил главу РЖД в несоответствии расходов доходам и отправил обращения в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ФСБ с просьбой проверить топ-менеджера на причастность к коррупции. Ряд публикаций обвиняли РЖД в присвоении значительной суммы средств в рамках строительства объектов к Олимпиаде в Сочи.
В середине февраля текущего года телеканал "Дождь" сообщил со ссылкой на свои источники, что главу инфраструктурной госмонополии сменят летом, когда истечет контракт Якунина.
"Такие слухи у нас раздаются постоянно, у нас есть весеннее обострение, осеннее обострение, олимпийское обострение. По этому поводу я не единственная фигура, которую все время куда-то отправляют. Есть покруче фигуры", — отвечал на это глава РЖД.
Не железными дорогами едиными
Помимо руководства РЖД, Якунин ведет активную общественную и научную деятельность. В частности, он председательствует в попечительском совете Центра национальной славы и фонда Андрея Первозванного, который ежегодно привозит на Пасху из Иерусалима Благодатный огонь.
Якунин является президентом-основателем мирового общественного форума "Диалог цивилизаций". "Отличие форума "Диалог цивилизаций" — в полной независимости и неангажированности: он не учрежден государством, не является политическим движением, не должен выполнять чей-то план. Форум — свободная платформа для обмена мнениями", — писал Якунин в своем блоге в "Живом журнале".
В ассоциации "Франко-российский диалог" Якунин занимает пост сопрезидента. "Ассоциация не является каким-то узко профессиональным объединением. По сути, она воплощает идею представительства всех слоев гражданского общества — бизнесменов, политиков, гуманитарных деятелей, ученых, артистов и многих других. Поэтому обсуждения и мероприятия в рамках таких встреч бывают весьма разнообразными", — рассказывал Якунин.
Два года назад глава РЖД возглавил кафедру государственной политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. "Несмотря на колоссальную загрузку в РЖД, я нахожу время и силы для этой работы, и она меня по-настоящему радует", — делился Якунин.