ВОРОНЕЖ/ЛИПЕЦК, 28 июл — РИА Новости, Екатерина Згировская. Российские военно-спортивные ноу-хау набирают обороты — год назад в Воронеже впервые провели авиационный конкурс "Авиадартс", придуманный министром обороны Сергеем Шойгу, за ним последовал знаменитый "Танковый биатлон", затем "Военно-морское дерби" у моряков. В этом году конкурс "Авиадартс" вышел на международный уровень. Команды из России, Белоруссии и Китая собрались, чтобы посоревноваться в мастерстве пилотирования и стрельбы.
Азартные "учения" с призами
В этом году "Авиадартс" едва не стартовал со скандала: в конце мая МИД Украины потребовал отменить "международные учения" около своих границ. Главком ВВС РФ Бондарев тогда поспешил ответить соседям, что "они лезут не в свое дело", выступая с подобными заявлениями, и популярно пояснил, что "Авиадартс" — это не учения, а конкурс.
"Конкурсы такие нужны — это же показывает престиж армии, боеспособную технику. По сути, мы же выполняем те же самые полеты, это как учения, но с призами", — говорит один из участников конкурса.
Организаторы "Авиадартса" объясняют: участники должны продемонстрировать комплекс навыков летчиков ВВС по ведению боевых действий в различной обстановке и уровень профессиональной подготовки. Конкурс состоит из показательных выступлений летчиков и боевой стрельбы по мишеням. В этом году, кстати, для участников подготовили новую систему мишеней.
"Это та же самая боевая подготовка. Задачи, которые мы на учениях решаем, те же самые, только тут уже с другими родами авиации.
Конкурс очень интересный, будет больше стран — еще лучше, будут другие самолеты, хочется посмотреть самолеты стран НАТО вживую, а не на картинках и не на "МАКСе", увидеть, что они рядом стоят, оружие привешивают и реально стреляют, а то все понаслышке", — говорит пилотирующий многоцелевой всепогодный истребитель Су-27СМ майор Алан Датиев.
Призы по итогам соревнований будут вручаться в шести категориях — по родам авиации: истребительная, бомбардировочная, штурмовая, армейская, дальняя и военно-транспортная.
Победители получат автомобили Land Rover, занявшие второе место — автомобили Hyundai i40, третье — скутеры. Как накануне пошутил руководящий соревнованиями главнокомандующий ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев, "чтобы на следующий год была мотивация попасть на первое место".
Больше стран планируется к участию уже на будущий год — главком Бондарев пообещал, что к конкурсу присоединятся представители Казахстана, планируют участвовать Армения и Киргизия, большой интерес проявляют Индия, Пакистан и Египет, приславшие на этот чемпионат своих наблюдателей. Кроме того, велика вероятность, что если не сам конкурс, то какие-то его этапы в ближайшие годы пройдут уже не в России, а за рубежом. Скорее всего, в Белоруссии.
"Эти соревнования очень нужны, потому что сюда приезжаешь и летаешь на другом аэродроме, а это смена местности, накопление опыта, это приносит только положительный результат. Ради Бога, приезжайте к нам, будем очень рады", — говорит один из членов белорусской делегации гвардии майор Андрей Лакуста.
Белорусы и китайцы
Заключительный международный этап "Авиадартса-2014" проходит на аэродромах Воронежа, Липецка и полигона "Погоново" в Воронежской области, в нем принимают участие 33 экипажа Военно-воздушных сил РФ, один экипаж авиации Военно-морского флота РФ, а также летчики из Китая (на своих самолетах Су-30МКК) и Белоруссии.
В этом году Белоруссия прислала в Россию два экипажа на самолетах Су-25 с авиабазы в городе Лида. Белорусов не перепутаешь с другими "Сушками" — на фюзеляже нарисованы глазки и забавная птичка, такая же и на шевроне у летчика.
"Птиц отпугивать, — объясняет Андрей Лакуста. — У нас самолет называется "Грач", и на нем птичка".
"Я очень рад шансу участвовать в "Авиадартсе". Россия — очень красивая страна, прекрасная. Организация российской стороны эффективная и предоставляет нам возможности побольше узнать страну и тренировать свое мастерство", — говорит улыбающийся китайский летчик Ян Сян Чин.
Китайские асы решили внести свою лепту в "ландшафтный дизайн" полигона "Погоново" под Воронежем, где проходили стрельбы, и "подожгли" его так, что тушить пришлось с помощью авиации. Произошло это случайно. Китайские летчики, как говорят о них все участники "Авиадартса", очень меткие и хитрые, используют более крупные боеприпасы. Летом трава на полигоне сухая, вот и загорелась от китайских бомб. С пожаром авиация ВВС и МЧС России справилась, но из-за дыма на полигоне летчикам-участникам конкурса трудно было распознавать мишени и целиться в них.
Что-то пошло не так
"У 39-го что-то с бомбой", — говорит техник, ожидающий своего подопечного на аэродроме Липецкого авиацентра. 39-й — это номер борта штурмовика Су-25, пилотируемого старшим лейтенантом Владимиром Громовым, он только что приземлился после выполнения задачи.
Подхожу к нему, чтобы узнать, что случилось.
"Мы сначала между собой разбор проведем, а потом расскажем", — говорит Громов и подзывает к себе своего ведомого из пары Игоря Бородачева, оба представляют Липецкий авиацентр. Летчики отходят в сторону и начинают буквально на пальцах объяснять друг другу, что происходило в воздухе. Что они говорят, не слышно из-за рева двигателей выруливающих на ВПП самолетов.
"Сбросили-то мы все, но из-за видимости на полигоне — там сейчас очаги пожара, их тушат и появляется белый дым, пелена — плохо очень цели видно", — позже объясняют мне летчики. Очевидно, бомба не попала по цели — всему виной "китайские" пожары.
Непобедимые бомбардировщики
Фавориты конкурса в одной из квалификаций точно есть. Это пара липецких фронтовых бомбардировщиков Су-24: старший летчик-инструктор 3-й авиационной эскадрильи капитан Станислав Гасанов и начальник связи эскадрильи, старший штурман капитан Константин Мурартов. "Бомберов" от других стран на "Авиадартсе" не представлено, а эта пара уже выиграла всероссийский этап и верит в свою победу на международном.
"Весь полет мы старались друг друга контролировать, чтобы ничего не было упущено. Самая первая задача у нас была — выйти по времени, чтобы бомба разорвалась с тем временем, которое у нас назначено, — прям по нулям. Все этапы, а их было три, мы друг друга контролировали по времени, — делятся со мной летчики и сетуют все на те же пожары на полигоне: — Свои коррективы внесло то, что сейчас задымление. В процессе разворота на боевой плохо было видно мишенное поле. Все равно увидели, глазами зацепились, уже не уйти с боевого курса".
Не каждый год
Все участники "Авиадартса" сходятся, что конкурс очень полезен для подготовки экипажа, но многие уверены, что проводить его стоит раз в два года.
"Каждый год — это целенаправленная подготовка пары или двух пар именно к конкурсу, и все силы и средства отдаются этому. У нас тут в Липецке вообще мало самолетов, у нас МиГов-29 два-три бывает. Чтобы подготовить две пары к этому конкурсу, мы практически все полеты отдаем им, вместо того чтобы молодежь-лейтенантов как-то подтянуть", — объясняет истребитель Павел Маклаков.
Он немного расстроен: в его паре на МиГ-29 у его ведомого заклинило пушку — техника подвела и лишила летчиков шансов на борьбу за призы.
Не очень весел и летчик морской авиации ВМФ гвардии майор Александр Морозов, служащий в Черняховске Калининградской области.
"Я не выиграю — я в этом уверен. Маршрут для меня не совсем знакомый. В плане бомбометания у нас самолет менее точный, чем другие Су-24, потому что они модернизированы СВП, а у нас приходится целиться штурману и летчику старым способом — с помощью РПО, ОПВ", — рассказывает он.
Главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бондарев на открытии конкурса заявил, что конкурс будет проводиться в будущем и набирать обороты.
В России планируется расширить аэродромную сеть, где базируется авиация, из-за увеличения числа участников.
"Значительно лучше, когда снаряды и бомбы рвутся в мирных целях, именно для подготовки экипажей, чтобы не было соблазна напасть на наши границы", — сказал Бондарев.
РИА Новости выражает благодарность за содействие при работе над репортажем офицерам пресс-службы Минобороны РФ подполковнику Владимиру Дерябину и полковнику Игорю Климову.