Рейтинг@Mail.ru
История исчезновения сухогруза Arctic Sea - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История исчезновения сухогруза Arctic Sea

© РИА Новости / Семен ХорунжийСухогруз Arctic Sea прибыл в территориальные воды Мальты
Сухогруз Arctic Sea прибыл в территориальные воды Мальты
Читать ria.ru в
Дзен
24 июля 2014 года исполняется пять лет с захвата восемью гражданами Эстонии, Латвии и России сухогруза Arctic Sea с российским экипажем из 15 человек, который следовал из Финляндии в Алжир.

Судно Arctic Sea под флагом Мальты с экипажем в составе 15 россиян и грузом пиломатериалов на сумму около двух миллионов долларов вышел 22 июля 2009 года из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) курсом на Алжир. В алжирский порт Беджайя сухогруз должен был прибыть 4 августа.

Но с 28 июля судно в буквальном смысле слова исчезло — не было связи, не было данных о его местонахождении ни у судовладельца, ни у родственников.

12 августа президент России Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять все необходимые меры по обнаружению, отслеживанию и в случае необходимости — по освобождению пропавшего судна Arctic Sea с российским экипажем на борту.

Позднее стало известно, что к поискам судна подключился отряд кораблей Черноморского флота в составе сторожевого корабля "Ладный" и трех больших десантных кораблей (БДК) "Ямал", Азов" и "Новочеркасск".

Для поисков сухогруза Россия задействовала не только корабли ВМФ, но и средства космического слежения. По словам постоянного представителя РФ при НАТО Дмитрия Рогозина, ежедневно поддерживался обмен информацией по Arctic Sea между штабом Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, находящимся в бельгийском Монсе, и постпредством РФ при НАТО. Рогозин также сообщил, что Россия не обращалась к другим государствам с просьбой оказать содействие в поисках пропавшего сухогруза.

16 августа швейцарское телевидение TSR сообщило, что неизвестные требуют от Sol Chart Management, финской компании-владельца сухогруза Arctic Sea, выкуп в 1,5 миллиона долларов.

17 августа корабль ВМФ РФ "Ладный" обнаружил сухогруз Arctic Sea в Атлантике, недалеко от Кабо-Верде.

Корабль был освобожден без единого выстрела, моряки "Ладного" взяли захватчиков под стражу.

Как доложил министр обороны РФ Анатолий Сердюков Верховному главнокомандующему, президенту РФ Дмитрию Медведеву, российский сухогруз Arctic Sea был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. Он сообщил, что 24 июля в 23.00 мск к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная моторная лодка, в которой находились четыре гражданина Эстонии, два латыша и два россиянина.

"Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт Arctic Sea и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений. Далее судно Arctic Sea двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование", — сказал Сердюков.

18 августа Главное следственное управление СКП РФ возбудило уголовное дело по факту похищения граждан РФ — членов экипажа сухогруза Arctic Sea. Дело возбуждено по пункту "а", части 3, статьи 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой). Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет.

20 августа 11 моряков и предполагаемые захватчики судна были доставлены в Россию самолетами ВВС РФ.

21 августа Басманный суд Москвы санкционировал арест всех восьми подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea.

26 августа официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что суд по ходатайству Следственного комитета арестовал сухогруз Arctic Sea.

27 августа стало известно, что семерым захватчикам предъявлены обвинения в соучастии в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 227 и пунктом "а" части 3 статьи 126 (пиратство и похищение человека, совершенное с применением насилия, оружия, организованной группой) УК РФ. Восьмому подозреваемому предъявлено обвинение в организации преступлений.

Обвиняемые в захвате сухогруза отрицали свою виновность в пиратстве и похищении людей и настаивали на том, что они потерпевшие бедствие экологи.

Один из восьми обвиняемых в пиратстве гражданин РФ Дмитрий Бартенев просил Басманный суд Москвы передать уголовное дело для расследования Мальте или Швеции, поскольку инцидент произошел в территориальных водах Швеции, а судно имело флаг Мальтийского государства.

Однако на это прокурор пояснил, что, согласно морскому праву, судно, захваченное пиратами и задержанное в нейтральных водах, принадлежит государству, которое задержало это судно, а в освобождении сухогруза участвовали силы ВМФ РФ. Он также подчеркнул, что по нормам Конституции РФ, Россия не выдает своих граждан для уголовного преследования иностранным государствам. Суд поддержал позицию прокуратуры и отказался передавать дело за рубеж.

Мосгорсуд признал законным это решение Басманного суда.

В СМИ звучали предположения, что сухогруз мог перевозить не только древесину. В частности, выдвигались версии, что на борту были наркотики и даже ракеты С-300. Следственный комитет РФ после проведения на борту следственных действий заявил, что на борту сухогруза не было обнаружено никакого постороннего груза помимо заявленных к перевозке древесины и пиломатериалов.

В начале сентября сухогруз Arctic Sea отбуксировали в район Лас-Пальмаса, где, по данным Следственного комитета, 17 сентября должна была быть осуществлена передача сухогруза судовладельцу, однако этого не произошло. Через несколько дней сухогруз на буксире покинул этот район. Позднее Россия предлагала отбуксировать сухогруз в алжирский порт, поскольку получателем древесины, которую перевозил Arctic Sea, значилась алжирская компания, однако власти Алжира отказались дать разрешение на заход судна в порт.

В конце октября сухогруз был отбуксирован в район Мальты, где состоялись переговоры о заходе судна в порт Ла-Валетта и о приеме сухогруза владельцем. Сухогруз прибыл в мальтийский порт Ла-Валетта и был передан мальтийским властям. На Мальту прибыл сменный экипаж, а остававшиеся все это время на борту моряки отправились на родину.

19 ноября 2010 года стало известно, что уголовное дело в отношении обвиняемых в захвате судна Arctic Sea направлено в суд.

Следствие и суд установили, что в 2009 году в Таллине Алексей Андрюшин, Дмитрий Бартенев, Игорь Борисов, Алексей Булеев, Виталийс Лепинс, Евгений Миронов, Дмитрий Савинс, Андрей Лунев и иные неустановленные лица создали организованную преступную группу (ОПГ) для того, чтобы нападать на суда и грабить их. В ночь на 24 июля 2009 года, находясь между островами Эланд и Готланд в Балтийском море, обвиняемые захватили судно Arctic Sea, перевозившее из Финляндии в Алжир древесину на 2 миллиона евро.

Дело в отношении Андрюшина, Бартенева, Булеева, Борисова, Лепинса и Миронова направлено в Архангельский областной суд для рассмотрения по существу. Дела в отношении Савинса и Лунева, ранее выделенные в отдельное производство, были рассмотрены Московским городским судом. Они приговорены к семи и пяти годам лишения свободы соответственно в колонии строгого режима.

Дмитрий Савинс дал признательные показания, согласно которым, он выступил организатором захвата сухогруза в сотрудничестве с другим организатором — латвийским предпринимателем Сергеем Демченко. Савинс заявил, что заказчиком операции был эстонский бизнесмен и политик, в прошлом координатор внешней разведки Эстонии Эрик-Нийлес Кросс.

Савинс утверждал, что сухогруз Arctic Sea в качестве объекта захвата был избран в последний момент. Ключевыми критериями такого выбора послужили его тихоходность и низкие борта.

3 декабря 2010 года Мосгорсуд приговорил к трем годам колонии строгого режима латвийского предпринимателя Сергея Демченко. Демченко полностью признал вину и раскаялся в содеянном. По версии следствия, Демченко лично не принимал участия в захвате сухогруза, однако участвовал в подготовке пиратов, а позднее предпринимал попытки договориться о продаже захваченного сухогруза.

В декабре 2010 года Архангельский областной суд начал рассматривать уголовное дело о захвате сухогруза Arctic Sea. Потерпевшими по делу проходили 15 членов экипажа судна, компания-судовладелец "Арктик Си Лимитед", а также директор "Солчарт-Архангельск", в адрес которого непосредственно выдвигались требования о выкупе за судно в сумме 1,5 миллиона евро.

24 марта 2011 года Архангельский областной суд приговорил шестерых обвиняемых в захвате сухогруза Arctic Sea в июле 2009 года к 56 годам лишения свободы в совокупности. Суд назначил наказание по части 3 статьи 227 УК РФ (пиратство) с отбыванием наказания в колонии строгого режима Алексею Андрюшину — 10 лет лишения свободы, Дмитрию Бартеневу — 10 лет, Игорю Борисову — 12 лет, Алексею Булеву — 10 лет, Виталийсу Лепинсу — 7 лет, Евгению Миронову — 7 лет лишения свободы.

В июне 2011 года Верховный суд смягчил приговор в отношении Алексея Булева. Ему было назначено наказание в виде восьми лет лишения свободы в колонии строгого режима.

В январе 2012 года Следственное управление СК России по Архангельской области предъявило заочное обвинение в организации пиратства экс-главе эстонского координационного бюро внешней разведки Ээрику-Нийлесу Кроссу по делу о захвате сухогруза Arctic Sea в июле 2009 года. В августе 2012 года Россия обратилась в Интерпол с требованием объявить Кросса в международный розыск. 18 октября 2013 года Интерпол по запросу РФ объявил в международный розыск гражданина Эстонии Ээрика-Нийлеса Кросса.

23 октября 2013 года Кросс был назначен советником министра обороны Эстонии, 29 января 2014 года он подал в отставку.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала