РОСТОВ-НА-ДОНУ, 4 июл — РИА Новости, Юлия Насулина. Карательная операция Киева на юго-востоке Украины, затянувшаяся на месяцы, уже привела к многочисленным жертвам и со стороны силовиков, и ополченцев, не признавших легитимность новых властей, и мирных жителей. От постоянных обстрелов на территории России укрылись десятки, а то и сотни тысяч украинцев.
Несогласные с бессмысленным кровопролитием стали появляться и в рядах украинских военных, что Киевом, однако, расценивается как дезертирство, подлежащее тщательному разбирательству. Одну из таких историй рассказал РИА Новости старший солдат военной разведки Украины, служивший в Луганске и перешедший недавно на территорию России.
Без единого выстрела
"Я служил по контракту в городе Луганске, в военной разведке. Наша часть находилась в пятиэтажном здании, в котором первые два этажа были наши, а остальные три — обычное общежитие. Когда начались военные действия, весь наш личный состав вооружили и посадили на балконы ждать ополченцев <…> Сказали, если будут нападать, открывать огонь на поражение", — рассказал собеседник агентства.
По его словам, главная часть расположена в Чернигове, и распоряжение пришло оттуда. "И подполковник к нам приехал, который всем руководил. Даже наш командир был против этого, но Чернигов так сказал <…> Так мы просидели на балконах месяца два-три почти круглосуточно: поспим два часа и опять сидим. Ребята хотели уволиться, ходили к командиру, подавали рапорта; и я тоже ходил. Сначала рапортов десять подписано было, но потом командир увидел, что слишком много людей хочет уволиться, и рапорта рвались на глазах и выкидывались", — сказал военный.
Он добавил, что не спешил с рапортом, надеясь, что ситуация стабилизируется.
"Тем более, я хотел сделать военную карьеру, а потом, когда понял, что все плохо, взял больничный на пять дней, сдал оружие и ушел. И как раз на последний день моего больничного захватили часть без единого выстрела", — сказал собеседник.
Записали в сепаратисты
По словам военного, было это около месяца назад. "По рассказам моих сослуживцев, пришли ополченцы на переговоры и сказали ребятам: сдавайте оружие, потому что тут много людей, детей, и не надо стрельбы. И командир наш сказал: давайте уйдем <…> Оружие все уничтожили — попилили болгарками, патроны потопили и стали выходить. А подполковник из Чернигова понял, что не может заставить стрелять, и, когда выпускали людей по десять человек, он ушел в первой десятке и убежал в сторону аэропорта. Через сутки он уже оказался в Чернигове и написал на весь личный состав, что мы террористы и сепаратисты. А ведь просто не хотели, чтобы люди пострадали", — рассказал собеседник агентства.
"Часть стояла пустая. На следующий день нас вызвали на службу и сказали служить дальше. Многие стали проситься уволиться <…> А потом позвонило командование из Чернигова, сказало всему личному составу приехать к ним. Я отказался, попросил свое личное дело, но мне ответили, что только там его могу получить, и рапорт порвали", — сказал он.
В Чернигове якобы должно было быть судебное разбирательство. "Сказали, дадут отдохнуть недельку от всех событий, а потом будет суд — каждого опрашивать будут, писать объяснительные, почему сдались без боя <…> Да еще многие говорили, что потом оттуда не выпустят. Были случаи, когда ребята просто хотели съездить туда рапорт подписать, а их потом не выпускали", — добавил военный.
От уговоров к угрозам
Тогда, рассказал он, "просто взял и ушел с гражданской женой". "За сутки пересек границу. Мне звонили, сначала уговаривали, говорили, что там все спокойно, воевать не будут заставлять.
Через день перезвонили с угрозами: если не поедешь дальше служить, семью расстреляют, и все в таком роде. Я, естественно, сказал, что не поеду, положил трубку и больше с ними не разговаривал <…> Через два дня родителям пришло из киевской прокуратуры заказное письмо о том, что меня подали в розыск по Украине", — говорит собеседник.
Он рассказал, что теперь планирует получать гражданство РФ и идти в силовые структуры работать дальше.
"Я всегда этого хотел, в армию сразу пошел, как повестка пришла. А на Украину больше вариантов нет вернуться, возвращаться просто некуда, город разбили уже", — сказал военный.
"Созванивался с теми, кто в Чернигов поехал, — это примерно половина. Говорят, что они там будут работать, а потом поедут в "учебку", то есть опять будут учиться стрельбам <…> Суда на тот момент еще не было. Остальные разбежались, их теперь тоже в розыск объявили, как меня <…> Хотя если бы тогда стрельба началась, погибло бы очень много людей, мирных жителей. Считаю, что все правильно сделали", — заключил он.