МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Россия и Китай завершили многолетние переговоры по поставкам российского природного газа на китайский рынок, это стало главным итогом завершившегося в среду двухдневного визита президента Владимира Путина в Шанхай. Подписанный контракт на рекордные 400 миллиардов долларов, рассчитанный на 30 лет, открывает для России "энергетическое окно" в Азию и гарантирует значительные инвестиции в Сибирь и Дальний Восток.
Заключение исторического документа произошло на фоне глубокого кризиса в отношениях России с Западом, в частности с Евросоюзом, — основным потребителем российских энергоресурсов, из-за обострения ситуации на Украине и включения Крыма в состав РФ. На санкции и призывы ряда европейцев снижать зависимость от российского газа Россия ответила диверсификацией этих поставок на азиатский рынок.
Впрочем, в Москве всегда подчеркивали, что контракт с Китаем заключается не вместо, а в дополнение к аналогичным договоренностям со странами Европы: несмотря на обострение внешнеполитической обстановки "Газпром" не отказывается от расширения экспорта в ЕС и его диверсификации, в том числе за счет строительства газопровода "Южный поток".
Президент РФ назвал соглашение "вполне удовлетворительным для обеих сторон и по цене, и по другим условиям", а в "Газпроме" отметили, что контракт подписан на "взаимовыгодных условиях".
Эксперты отмечают макроэкономические плюсы для экономики России, а ее выход на азиатский энергорынок расценивают как проявление "монументального сдвига" в мировой торговле и перехода к многополярному миропорядку.
Контракт на треть столетия
Меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа в Китай по восточному маршруту был подписан "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) еще в марте 2013 года. Позднее стороны условились, что точка в длившихся более 10 лет переговорах будет поставлена во время визита Путина в КНР.
Инвесторы восприняли новость с воодушевлением — сразу после сообщения о закреплении договоренностей акции "Газпрома" скакнули вверх на 2,4%. По итогам торгов среды на Московской бирже бумаги холдинга подорожали на 0,85%.
Позднее Миллер сообщил журналистам, что общая стоимость 30-летних поставок газа в Китай составит 400 миллиардов долларов и это крупнейший для "Газпрома" контракт, предусматривающий поставку 38 миллиардов кубометров газа в год. Миллер отказался раскрыть контрактную цену, сославшись на коммерческую тайну. Простой арифметический подсчет дает цифру в 350 долларов за тысячу кубометров, однако источник, знакомый с условиями контракта, сказал РИА Новости, что цена превышает 350 долларов. Аналитики дали еще более высокие оценки.
Документ содержит стандартное для контрактов "Газпрома" условие "бери или плати" (take or pay), а также формулу цены на газ с привязкой к нефтяной корзине. Камнем преткновения в переговорах с китайцами была базовая цена, которая закладывается в формулу. Со своей стороны правительства России и Китая предварительно договорились о предоставлении налоговых преференций для поставок газа.
Путин рассказал журналистам, что общий объем инвестиций с российской стороны для реализации контракта составит 55 миллиардов долларов, с китайской стороны — порядка 20 миллиардов. Миллер уточнил, что эти 55 миллиардов долларов инвестиций пойдут на обустройство месторождений и строительство газопровода.
Глава Минэнерго России Александр Новак в свою очередь отметил, что аванс за поставки газа возможен в размере до 25 миллиардов долларов, однако решение об этом остается за китайской стороной. Сами поставки, по его словам, могут начаться через четыре-шесть лет.
Ресурсы есть, деньги будут
Заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач позитивно оценивает достигнутые договоренности. По его оценке, "Газпром" смог добиться цены в районе 380 долларов за тысячу кубометров газа, что является "крепкой европейской ценой".
Аналитик по нефтегазовому сектору Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян по просьбе РИА Новости оценил цену как "выше 360 долларов", отметив, что выход на объем в 38 миллиардов кубометров в год будет осуществлен не сразу.
Аналитики экспертной компании IHS в Лондоне отмечают, что цена российского газа, прописанная в долгосрочном контракте, ближе к той, на которой настаивала Москва, чем к той, которую хотела бы получить КНР. "Высокая цена поставок отражает готовность Китая платить больше за более экологически чистое топливо", — говорится в предварительном заключении IHS, опубликованном после подписания в Шанхае газового соглашения.
Проблем с ресурсной базой для обеспечения контракта эксперты не видят, хотя ее еще предстоит подготовить. "Ресурсная база есть с избытком, даже с учетом возможного увеличения контракта до 60 миллиардов кубометров", — сказал Гривач, добавив, что потребности Китая в топливе будут только расти.
Только мощность Чаяндинского и Ковыктинского месторождений составляет соответственно 25 и 20 миллиардов кубометров газа в год при параметрах контракта в 38 миллиардов, напоминает старший аналитик ИК "Анкор Инвест" Сергей Вахрамеев, видя потенциал для наращивания поставок в попутном газе, поставках "Роснефти", сахалинских месторождениях.
По его оценке, для "Газпрома" этот проект окупаем, но не более того. "Этот проект выгоден для государства, которое будет получать налоги от него и которое сможет с помощью контракта успешно развивать регионы, участвующих в добыче и транспортировке газа в Китай", — заявил аналитик РИА Новости.
Угроз для Европы в китайском контракте "Газпрома" эксперты не видят, поскольку ресурсные базы у этих поставок разные.
В то же время партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин указывает на сложности в реализации контракта. "В 2020 году при самом благоприятном стечении обстоятельств по восточному маршруту может пойти сахалинский газ в объеме не больше 7-8 миллиардов кубометров газа в год, и если сейчас начинать строить "Силу Сибири", то газ из Якутии к этому же 2020 году попадет на границу Китая где-то в Благовещенске в объеме 4 миллиардов кубометров в год. Чтобы вывести объемы на 38 миллиардов в год, нужно еще десять лет, то есть где-то к 2030 году Китай получит тот ежегодный объем, который пообещал ему Миллер", — считает эксперт.
Глобальные последствия
Целый ряд специалистов указывают на возможные глобальные экономические и политические последствия российско-китайских договоренностей. Так, экономист Ричард Веллингс, сотрудник Института экономических отношений (Institute of Economic Affairs, IEA), считает подписание газового контракта между Россией и КНР проявлением "монументального сдвига" в мировой торговле.
"Это, возможно, первое соглашение из множества таких сделок, которые мы увидим в будущем. Таким образом, имеется сдвиг к многополярному миру", — сказал Веллингс в комментарии РИА Новости.
Он отмечает особую важность такого соглашения на фоне стремления ЕС диверсифицировать экспорт газа, чтобы снизить зависимость от поставок из РФ. По мнению Веллингса, если ЕС продолжит политику санкций против России, то рискует оказаться в сложной ситуации, поскольку чрезвычайно зависим от поставок российских энергоносителей.
В то же время эксперт призывает не переоценивать масштаб сделки, так как газ из России станет лишь небольшой частью экспорта энергоносителей в Китай, а Россия, в свою очередь, продолжит работать на европейском рынке.
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов не видит прямой связи с обострением отношений Москвы и Брюсселя и напоминает, что диверсификация геоэкономики РФ с прицелом на рынки Дальнего Востока и АТР была провозглашена российским руководством задолго до украинских событий. "Что касается резкого сокращения нашего западного рынка, то это еще большой вопрос — ведь наши экономические отношения с тем же Евросоюзом приносят выгоды обеим сторонам", — полагает сенатор.