МОСКВА, 18 апр — РИА Новости, Наталия Крючкова. Габриэль Гарсия Маркес был одним из самых искренних писателей, одним из тех титанов, с уходом которых мир превращается в "лиллипутию", считает российский писатель Эдвард Радзинский, книги которого высоко ценил великий колумбиец.
Маркес скончался в четверг в возрасте 87 лет в Мехико, где жил на протяжении более полувека. Прощание с ним состоится 21 апреля. Тело писателя будет кремировано в ходе частной церемонии.
ПОБЕДА В БОРЬБЕ ЗА БЕССМЕРТИЕ
"Это печальнейшее ощущение, потому что ушел последний великий писатель, который был нашим современником. Каждый век имел великих писателей, к которым люди писали и обращались. Вот Маркес был последним, он стал мифом <…> это был тот светоч, который горел", — сказал РИА Новости Радзинский.
По его словам, у писателя есть одно удивительное преимущество — он выигрывает борьбу за бессмертие. "То есть, если раньше с Маркесом могли общаться родные, то теперь может общаться все человечество, потому что это был один из самых искренних писателей. Его проза исповедальная, вы в ней его найдете. Поэтому сейчас, я думаю, все, кто будет снова читать "Сто лет одиночества", "Осень Патриарха, "Полковнику никто не пишет" и так далее, они его будут ощущать снова", — отметил Радзинский.
По мнению российского писателя и драматурга, мир осиротел без Маркеса. "Он осиротел, когда ушел Феллини, ушел Антониони… И теперь Маркес. Ушли эти титаны, глядя на которых ты понимаешь, как съежился мир, как постепенно он превращается в этакую "лилипутию", — добавил он.
Радзинский рассказал, что познакомился с литературой Маркеса, когда ее только начали издавать в России. По его словам, роман "Сто лет одиночества" сразу стал одной из самых популярных книг, когда только вышел.
"Потому что всякий интеллигентный человек должен был ее прочесть. Маркес, Апдайк, Артур Миллер, Хемингуэй, Ремарк — все это было частью "джентельменского набора" любого хоть сколько-нибудь просвещенного человека", — считает собеседник агентства.
НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ВСТРЕЧИ
Радзинский и Маркес должны были встретиться в Москве, но судьба распорядилась иначе. "Я знал, что встреча произойдет. Мне сообщили, что он приедет. Самое удивительное: я вернулся в страну, чтобы его увидеть, но он оказался слишком болен, и поэтому приезд отменился", — рассказал Радзинский.
Один из колумбийских журналистов прислал российскому писателю письмо с отзывом Маркеса на книги о Николае II и о Сталине. "Для меня по-прежнему остаются единственно важной литературной наградой те несколько слов, которые Маркес там написал. Это была и есть моя большая гордость. Письмо, где он пишет о них, само по себе прелестно, оно полно юмора", — поделился Радзинский.
В этом письме Маркес, по словам собеседника агентства, вспоминает о своих удивительных встречах в СССР во время одного из Всемирных фестивалей молодежи.
"Там он пишет об одной игре, которая его поразила. Что всюду — в гостинице, во всех официальных местах — играли в какую-то игру, передвигая такие белые и черные кругляшки. Наконец, он спросил, что это за интересная игра — ему ответили, что это счеты. В этом письме много прелестных деталей, он всегда оставался писателем", — рассказал Радзинский.
Он добавил, что в одной из статей Маркеса прочитал, что тот был на премьере его пьесы в Париже.
"Самое удивительное, мы были с ним на одной премьере, как выяснилось из его статьи. Дело в том, что у меня шла пьеса в Париже, в театре "Одеон" — "Старая актриса на роль жены Достоевского". И Маркес, как он написал в письме, тоже ее смотрел в это же время, это было в конце 80-х. Какая память, какая чувственная память — он столько лет помнил этот спектакль, он его анализировал", — поделился Радзинский.
"Знаете, он сказал, наверное, самую главную фразу, которую должен сказать писатель: "Я хотел бы умереть от любви", — заключил собеседник агентства.