Белла Адцеева
Французскому режиссеру Люку Бессону исполняется 55 лет. Громко заявив о себе в середине 1980-х, Бессон долго выступал посредником между родной Францией и Голливудом и умудрялся снимать картины, успешные одновременно у массового зрителя и у требовательных кинокритиков. В день рождения режиссера проект Weekend вспоминает его фильмографию, в которой есть и фантастический экшен, и бунтарская драма, и гангстерская комедия.
"Подземка" (1985)
Второй полнометражный фильм Люка Бессона "Подземка" многие называли главной бунтарской картиной Франции времен президентства Франсуа Миттерана. Главный герой – вор Фред (Кристофер Ламберт) — скрывается в парижской подземке от владельцев похищенных им документов. В метро он встречает представителей странной субкультуры, а также заводит роман с трофейной женой обиженного им бизнесмена в исполнении Изабель Аджани.
После выхода картину сравнивали со знаковым фильмом Жан-Люка Годара "На последнем дыхании", а сегодня "Подземку" называют первым фильмом Бессона, в котором были обозначены черты его будущего стиля.
"Голубая бездна" (1988)
Пожалуй, самый красивый фильм Бессона – "Голубая бездна" — рассказывает о друзьях детства, фридайверах Энцо Молинари и Жаке Майоле, чье соперничество приводит к гибели обоих. Фильм, главные роли в котором исполнили Розанна Аркетт, Жан Рено и Жан-Марк Барр, известен своими подводными съемками, одним из операторов которых стал сам Бессон.
Первая англоязычная картина Бессона, "Голубая бездна" была благосклонно встречена зрителями и критиками в Европе, но провалилась в США, где прокатчики выпустили отредактированную версию. Впоследствии фильм стал одним из самых знаменитых в фильмографии режиссера. Сам Люк Бессон признавался, что реакция зрителей на картину стала для него неожиданностью.
"Я считал, что "Голубая бездна" была фильмом взрослого человека для взрослых. Но я ошибался. С моей точки зрения, выразить в фильме свои подростковые личные проблемы было шагом взрослого человека: я сумел наконец-то взглянуть на них издали, передать всю свою боль. А фильм имел успех у подростков, ибо они ощутили мои проблемы, как свои… Но были и другие (взрослые) зрители: либо их пощадила жизнь, либо они сумели справиться с обидами и их раны зарубцевались. Для них фильм выглядел ребячеством, они считали, что он способен взволновать лишь подростков", — рассказывал режиссер.
"Никита" (1990)
Если англоязычная "Голубая бездна" все-таки не стала успешной в мировом бокс-офисе, то следующий фильм Люка Бессона "Никита", снятый режиссером по собственному сценарию, сделал его знаменитым по обе стороны океана. Анн Парийо играет молодую наркоманку, которая в результате ограбления и перестрелки оказывается в тюрьме, где ей делают "предложение, от которого невозможно отказаться".
Именно после премьеры "Никиты" Люк Бессон приобрел репутацию мастера, способного одновременно развлечь массового зрителя и предоставить пищу для размышлений тем, кто ждет этого от кино. Позже многие обвиняли его в излишнем заигрывании с Голливудом, но споры, является ли Бессон режиссером-автором, не утихают среди киноманов до сих пор. Сам Люк Бессон считает "Никиту" поворотным фильмом в карьере.
"Леон" (1994)
История о дружбе замкнутого киллера, "профессионала" Леона и 12-летней соседской девочки Матильды стал очередным фильмом режиссера с участием Жана Рено и кинодебютом 11-летней Натали Портман. Сценарий Бессон написал сам всего за 30 дней и, по его словам, "Леон" стал расширенной версией фильма "Никита", а персонаж Жана Рено мог бы быть "американским кузеном" его прошлого героя (Виктора из "Никиты" — прим. ред.).
Помимо основной, существует и режиссерская версия фильма хронометражем 136 минут. Интересно, что за написание и производство "Леона" Бессон взялся после переноса съемок "Пятого элемента" из-за занятости Брюса Уиллиса. "Промежуточный" фильм стал едва ли не главным в карьере французского режиссера, и сегодня нет смысла перечислять все издания и сайты, включившие "Леона" в списки лучших фильмов в истории.
После премьеры о картине писали, как о "странным образом привлекательной" и "визуально неповторимой".
"В этом фильме привычные элементы сочетаются с причудливыми, иногда даже неприятными, но то, что мы получаем в результате – несомненно, просто поразительный фильм", — писал в 1994 году журнал Time.
"Пятый элемент" (1997)
После успеха "Никиты" и "Леона" Люк Бессон мог позволить себе снять практически что угодно, даже фантастический фильм, задумка которого появилась у него в 16 лет. История о девушке Лилу, которая стала Пятым Элементом, не позволившим Абсолютному Злу уничтожить Землю, в 1997 году поразила зрителей во всем мире масштабными и самыми дорогими на тот момент спецэффектами, которые были вдохновлены "Звездными войнами". Бессон придумал "божественный язык", на котором разговаривает героиня Миллы Йовович, а позже сама актриса расширила его до 400 слов.
Зрители и критики оценили не только зрелищность, но и философию "Пятого элемента", в эстетике которого режиссеру удалось, возможно, наиболее полно раскрыть собственный стиль. "Пятый элемент" оставался самым кассовым французским фильмом вплоть до выхода картины "1+1" в 2011 году.
"Малавита" (2013)
"Малавита" — последний на сегодняшний день вышедший в прокат фильм Бессона, снятый по одноименному роману писателя Тонино Бенаквисты. В центре сюжета – итальянская семья Манцони, глава которой вынужден скрывать свое криминальное прошлое после того, как сдал подельников. Под фамилией Блэйк мафиози в отставке вместе с женой, дочерью и сыном переезжает якобы из Америки в небольшой нормандский городок, который буквально через пару недель оказывается подчинен гангстерским нравам прибывшей семейки.
Фильм примечателен актерским составом – бывшего главаря мафии Манцони играет Роберт Де Ниро, его жену – Мишель Пфайффер, а агента ФБР, опекающего семью, – Томми Ли Джонс. Изначально Бессон должен был выступить только в роли продюсера, как в успешных франшизах "Такси" и "Перевозчик", однако после того, как на предложенные роли согласились и Де Ниро, и Пфайффер, режиссер решил сам встать у руля. Несмотря на удивление зрителей, которые сочли "Малавиту" неочевидным выбором для следующего фильма Бессона, у самого режиссера были на то веские причины.
"Когда я узнал, что играть будут Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонс, то почувствовал себя пчелой, упавшей в горшочек меда. Я должен был сделать это сам! Кроме того, я много времени провожу в США, а половина моей семьи – из Нормандии, так что я действительно хорошо знаю оба мира. Так я решил, что, видимо, я подходящий парень для этого фильма", — говорил режиссер.