Налог на домашние и общественные бани, введенный в 1704 году Петром I по причине нехватки средств на создание армии и флота в годы Северной войны, вошел в список 10 самых нелепых налогов в истории человечества. Думные люди и купцы должны были платить с домашних бань в год по три рубля, простые дворяне, купцы и разночинцы — по одному рублю, крестьяне — по 15 копеек. Как повествуют историки, идею эту подсказал российскому императору Меншиков, понимая, что русскому человеку без бани нельзя, а потому он как ходил в нее, так ходить и будет, несмотря на налоги. Более того, отношение к бане было своего рода лакмусовой бумажкой принадлежности к нации: ежели русский мужик в баню не ходит, то это по меньшей мере подозрительно.
Царь всея Руси Дмитрий Иоаннович, он же Дмитрий Самозванец, в баню не ходил. Однако за год его правления было реализовано достаточное количество полезных для России дел, что, впрочем, не помогло ему избежать смерти. Так, официально было запрещено мздоимство, а взяточников водили по городу и били палками, повесив на шею денежную мошну, меха, жемчуг или солёную рыбу, то есть все то, чем бралась взятка. Крестьянам разрешили уходить от помещика, если тот не кормил их в голодный год. Служить холопы могли тому, кому они добровольно "запродались", то есть фактически становились наёмными работниками, а это, между прочим, начало XVII века. По средам и субботам царь давал аудиенции, принимал челобитные, гулял по Москве, общаясь с ремесленниками, торговцами и простыми людьми. Дмитрий отменил препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Запретил преследования за карты и шахматы, разрешил в Москве пляски и песни. Иностранцы писали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. Но, как писал известный историк Николай Карамзин, "Дмитрий Самозванец в баню не ходил, и московские люди заключили, что он не русский". Из истории известно, чем все это закончилось.
Познакомиться с обстановкой и традициями царских бань и кавалерских мылен XVIII-XIX веков сегодня можно, посетив пригороды Петербурга. На территории Царскосельского парка в городе Пушкин есть три объекта, которые отражают настоящую тему — это павильоны "Верхняя ванна" и "Нижняя ванна" (последний в XVIII веке назывался кавалерской мыльней) и термы архитектора Камерона, примыкающие к Екатерининскому дворцу и на русский манер называемые холодными банями.
В другом дворцовом пригороде Петербурга — Петродворце, на территории Нижнего парка расположен летний дворец Монплезир, к восточному флигелю которого примыкает корпус, именуемый Банным.
С началом строительства Петербурга встал вопрос о строительстве бань, или, как их на Руси в то время называли, мылен, лазней, мовней и мыленок. Первые такие "заведения" в городе на Неве строились по берегам многочисленных рек и за казенный счет. В 1720 году только на берегах Мойки их уже насчитывалась около 30. Позднее бани стали открывать и на центральных улицах Северной столицы. Люди состоятельные строили бани при своих домах, сначала деревянные, а затем и каменные, пользуясь услугами известных архитекторов. Так, проектированием и строительством бань занимался Доминико Трезини — первый архитектор Петербурга, Савва Чевакинский — яркий представитель русского барокко, Франческо Растрелли — академик, главный архитектор императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, Чарльз Камерон — шотландский архитектор, приглашенный в Россию лично Екатериной II, и многие другие.
В XVIII веке в городе появились специальные лечебные бани, в коих практиковался массаж, кровопускание, лечение пиявками, клистиры и ванны с настоями из различных трав. Трудились в мыльнях приказчики, банщики и чернорабочие. Кроме того, в банях предлагалось пиво, квас, мыло, мочалки, простыни и сырые яйца для тех, кто ими пользовался для мытья головы. В случае кражи одежды в общественной бане пострадавшему выплачивалась компенсация.
Возводили бани и рядом с императорскими загородными резиденциями. Начало этому строительству положил сам Петр Великий, большой любитель русской бани. В 1714 году на берегу Финского залива он затеял строительство летнего дворца Монплезир и в его правом флигеле повелел архитектору Андреасу Шлютеру предусмотреть мыльню. Кстати, для своих гостей Петр написал специальную инструкцию о том, что позволялось и что запрещалось делать в летнем дворце и мыльне. Там, в частности есть пункты, запрещающие ночевать в покоях без письменного на то разрешения; переносить постельные принадлежности в другие комнаты, ложиться в постель, не сняв сапог… Обстановка гостевых комнат петровского летнего дворца предельна проста: шкаф, комод, кровать и умывальник. Во время реставрации Монплезира были обнаружены канализационные трубы петровского времени, которые туристы могут увидеть через специально установленные стекла. Позднее на месте этой мыльни был построен новый Банный корпус.
Не так давно здесь после реставрации открылся музей, который дает возможность познакомиться с традициями посещения бань царскими и княжескими особами России середины XVIII века.
Есть в истории царской семьи персонаж, заслуживающий особого уважения — супруга российского императора Александра II, урожденная принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская, крещенная в православии Марией Александровной. Много сделала она для развития образования в России, принятия закона об отмене крепостного права. По ее инициативе были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, учреждён Красный Крест. Память о ней осталась в названии Мариинского театра в Петербурге, в ее честь назван главный город Аландских островов — финский Мариехамн и два города на территории России. К великому сожалению, Мария Александровна заболела туберкулезом и по рекомендации врачей в течение длительного времени проходила курс водолечения в специально оборудованных помещениях Банного корпуса дворца Монплезир, которые ныне доступны для осмотра.
Одноэтажный красного кирпича Банный корпус был возведен в 1866 году по проекту архитектора Эдуарда Львовича Гана, известного своими творениями в парковых ансамблях южной части Финского залива. Первую часть комплекса занимают помещения, которые использовала Мария Александровна для своих водных процедур. Кроме парной с традиционной печью-каменкой, здесь имеются еще два помещения: с теплыми ваннами и круглым бассейном, над которым установлен контрастный душ в виде люстры. Система подвижного дна круглого бассейна позволяла очень быстро регулировать уровень воды в бассейне.
Вторая часть музея — мыльня для кавалеров и фрейлин. В 1800 году по проекту Джакомо Кваренги баня была оборудована для слабой здоровьем императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. В XIX же веке она была превращена в мыльню для кавалеров и фрейлин. Сейчас можно осмотреть три помещения — комнату для отдыха, парную и помещение с бассейном. Первая служила, помимо прямого назначения, и для всяких лечебных, по понятиям того времени, процедур, например, кровопусканий (предназначенный для этой процедуры лоток и нож можно увидеть в экспозиции музея). Восьмигранный бассейн, окруженный деревянной балюстрадой и фонтаном в виде шара, украшенного цветами на изящном металлическом основании, представляет собой зрелище, достойное лучших петергофских фонтанов. На кавалеров и фрейлин после парной обрушивался дождь из множества прохладных струй воды, бьющих не только по периметру фонтана, но и сверху, из медного шара, образуя плотную водяную завесу.
Имперские и кавалерские бани Царского села
В отличие от Лжедмитрия, Екатерина II хоть и была по происхождению немкой, но баню очень любила. По свидетельству современников императрица предпочитала париться не одна, а с фаворитами, при этом любила в бане выпить и закусить.
Царское село ведет свою историю с 1717 года, когда в 25 верстах от Петербурга началось строительство "каменных палат" для Екатерины I. Первый дворец представлял собой небольшое двухэтажное строение. По гигиеническим соображениям одновременно с дворцом возводились мыльни для царской особы и отдельно для придворных дам и кавалеров. В 1779 году вместо старых деревянных бань архитектором Ильей Нееловым, были выстроены в стиле раннего классицизма новые, каменные помещения. Для Екатерины Великой на берегу Зеркального пруда появился павильон "Верхняя ванна", где российская государыня могла не только попариться, но и принять ванну. Заметьте, слово "ванна" (от немецкого Wanne) вошло в русский обиход как раз в период царствования Екатерины II.
"Нижняя ванна", или, как гласит надпись на памятной доске, "придворная купальня XVIII века", была построена в 1779 году Нееловым, занимавшим тогда должность главного архитектора Конторы строений Царского села. Кроме этих павильонов Илья Васильевич спроектировал и построил в Царском селе Китайский театр и Манеж на Садовой улице, флигель Большого дворца, в котором позднее разместился лицей, и другие строения.
"Нижняя ванна" предназначалась для придворных и имела сугубо утилитарное назначение. Архитектор намеренно постарался скрыть строение в гуще парка, придав верхней его части округлую форму, напоминающую кроны соседних стриженых деревьев. Центральный цилиндрический объем купола окружают шесть цилиндров поменьше. В северном и южном флигелях строения находятся помещения с печами для нагрева воды, которая по трубам, проложенным в стенах, подводилась в ванные комнаты и центральный бассейн.
Последний ремонт в павильоне проводился в 1864 году. В результате реставрации были восстановлены интерьеры, росписи стен, купола камина, как, впрочем, и он сам. Интересно, что сохранились документы, подтверждающие стремление российских строителей всех времен к уменьшению затрат в процессе строительства. Так, по документам камин в мыльне облицевали второсортным мрамором.
Первое помещение придворной купальни XVIII века — передняя, за ней следует раздевальня. Прежде чем двигаться дальше, уместно вспомнить историю нижнего белья конца XVIII — начала XX веков, которая отражена в экспозиции музея. Вообще слово "белье" образовано от прилагательного "белый" и обозначало белое полотно или ткань. В современном значении "нижняя одежда" это слово начинает употребляться со второй половины XVII века. Основными предметами и мужского, и женского нижнего белья были тогда сорочки: полотняные и льняные — для простолюдинов, батистовые и шелковые, украшенные кружевами или лентами — для высшего сословия. В те годы считалось, что дама высшего света должна носить только белое белье. Что касается кавалеров, то их нижнее белье было значительно проще и ограничивалось полотняными или из более тонкой ткани кальсонами и нательной рубахой. На рубашку дамы надевали корсет, который призван был создавать модный силуэт фигуры, и затем верхнее платье.
До середины XIX века, то есть до момента изобретения швейной машинки, вся одежда шилась вручную. Кстати, первым идею создания швейной машинки выдвинул Леонардо да Винчи еще в конце XV века, но тогда дело дальше проекта не пошло. Окончательно в металле она была воплощена только в 1845 году, когда американскому механику Элиасу Хоу удалось сконструировать машину, делавшую 300 стежков в минуту. Начался бельевой бум, однако профессия белошвейки в России по-прежнему оставалась престижной. Воспитанницы Смольного монастыря в обязательном порядке проходили курс рукоделия, и, как потом показала революционная история России, совсем не зря. После 1917 года среди белошвеек и Петрограда, и Парижа можно было встретить дам высшего сословия.
Поддайте пару, любезный!
После раздевальни дамы и кавалеры шли в парильню или принимали ванны.
Стены в парной обивали липовой доской, из липы делали полок и всю утварь: шайки, ушаты, запарники. Кроме березового, уважали также веники из лиственницы и пихты. Для создания пара в хороших банях использовали не камни, а чугунные ядра, которые дольше удерживали тепло и не трескались с образованием микроскопической кристаллической пыли. Что касается ванн, то первоначально в павильоне были установлены оловянные "сосуды". Некоторое время спустя их заменили на ванны из полированного гранита, которые можно увидеть и сегодня.
Есть в музее и забавные экспонаты. Например, чугунные весы русской работы конца XIX века, стоя на которых, дама могла видеть показания в зеркале, вмонтированном в крышку измерительного инструмента. Или своеобразная механическая коврочистка по типу тех, которые сегодня активно предлагаются разнообразные "магазины на диване".
В центральном помещении "Нижней ванны" расположен четырехметровый в диаметре и 1,2 метра глубиной бассейн вместимостью 1200 ведер. Вода в павильоны поставлялась по заборным трубам из местных озер, а после мытья сбрасывалась в каскадный канал.
Термы Камерона
В начале 1770-х годов у Екатерины II появилась идея воссоздать атмосферу Древнего Рима в одной из своих любимых загородных резиденций — Царском селе. Через десять лет эта идея воплотилась в великолепном архитектурном комплексе по проекту Чарльза Камерона, который возвел роскошные римские бани, взяв за основу термы императора Константина, того самого римского императора, который сделал христианство господствующей религией Римской империи.
Согласно римским канонам термы Камерона включали помещение для раздевания, хранения масел, для упражнений, горячую баню, парильню, теплую комнату с подогретой водой и холодную баню. Интерьеры архитектор украсил лепкой, живописью, мрамором, яшмой и скульптурами.
Налегке
Чтобы посетить вышеописанные объекты, проще всего воспользоваться личным транспортом, поскольку прямого сообщения между городами Пушкин и Петродворец — а это 46 километров — нет. От Екатерининского парка в Пушкине следовать надо по Парковой улице, что ведет на Волхонское шоссе, далее прямо по нему до перекрестка со Старопетергофским шоссе.
Чтобы посетить в один день два столь славных музея на общественном транспорте, придется воспользоваться двумя маршрутными автобусами или двумя электричками, но с обязательной пересадкой в Петербурге. В первом случае поездка начинается от станции метро "Московская" и далее в город Пушкин на автобусах №№286 или 299. По возвращении в Петербург предстоит переезд до станции "Балтийский вокзал" и далее до остановки "Фонтаны" в Петродворце на автобусах №№350, 351, 352.
От Балтийского вокзала отправляются электрички до станции Новый Петергоф. Дорога занимает 40 минут. Электрички в город Пушкин (станция Детское Село) отправляются с Витебского вокзала (метро "Пушкинская"), время в пути — 30 минут.
Алексей Хованов