С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 фев — РИА Новости, Елена Молчанова. Представители петербургских театров и театральные критики считают нецелесообразной реализацию предложения об отказе от ненормативной лексики при постановке спектаклей, так как зачастую мат используют для усиления эмоций, и он не может быть удален из-за авторских прав на текст, по которым ставятся спектакли.
Все новости региона читайте на сайте РИА Новости Санкт-Петербург >>
Во вторник президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая предложила выступить от имени городского Совета по культуре речи с обращением к руководителям петербургских театров о добровольном отказе от ненормативной лексики в спектаклях, а также поддержала предложение телеведущей Ники Стрижак активнее применять Закон о русском языке в Российской Федерации.
Авторское право допускает мат
Представитель Александринского театра Елена Герусова на вопрос РИА Новости, нужно ли петербургским театрам избавляться от мата в спектаклях, отметила, что в классическом репертуаре театра мат не используется.
"Основу репертуара Александринского театра составляют произведения русской классики, где нецензурная лексика (в современном понимании этого термина), авторами практически не использовалась. Присутствие или отсутствие ненормативной лексики в спектаклях редко исходит от театров, чаще бывает заложено в литературном материале, охраняющемся авторским правом", — сказала собеседница агентства.
Того же мнения придерживаются и в петербургском театре "Мастерская", в репертуаре которого есть "Вспоминая моих несчастных putas" по повести Габриэля Гарсия Маркеса, "Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова" по пьесе Александра Островского, "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева, "Тихий Дон" Михаила Шолохова и "Два вечера в веселом доме" Вячеслава Вербина. Во всех этих спектаклях присутствует ненормативная лексика.
"Эта лексика выражает градус эмоций, отношений, это комментарий по поводу того, что происходит. Если эти слова используются точечно, если их возникновение оправдано обстоятельствами спектакля, почему бы не использовать их?", — говорит пресс-атташе театра Никита Деньгин. "Могу точно сказать, что никаких жалоб на использование ненормативной лексики мы не получали. За исключением пары случаев, касающихся спектакля "Москва-Петушки". Например, одна зрительница сказала, что спектакль замечательный, но нельзя ли, мол, оттуда убрать мат и алкоголь? Но согласитесь, если мы выполним это пожелание и решим купировать текст Ерофеева — довольно большая часть текста окажется "за бортом". Не говоря уже о том, что потеряются многие смыслы и оттенки, пропадет специфика и обаяние этой литературы".
"Есть литературные произведения, в которых эта лексика присутствует — в таком случае мы пишем на афише "В спектакле используется ненормативная лексика", и ставим плашку "18+", — подчеркивает Деньгин. "Мне кажется, что эта проблема надуманная, и я не уверен, что в Петербурге наберется хотя бы пять спектаклей, в которых ненормативная лексика звучит так полно, так разнообразно и так ядрено, чтобы кого-то раздражать".
Мат — выбор зрителя?
По мнению театроведа Татьяны Джуровой, запрет использования ненормативной лексики в спектаклях должен сопровождаться законом, предусматривающим административное или уголовное наказание за нарушение этой нормы в других общественных местах.
Также Джурова отметила, что далеко не все петербургские театры используют ненормативную лексику в своих постановках. "Зачастую мат не имеет синонимов, то есть мат на сцене не может быть заменен ничем другим. Еще одна функция мата — эмоциональное усиление. Я считаю, что каждый зрителей должен сам решить, нужна такая лексика в спектаклях или нет", — добавила она.
Подобного мнения придерживаются и опрошенные РИА Новости петербургские театралы.
"Не могу представить человека, который выезжая с парковки и поцарапав бампером чужую машину, сказал бы: "Ой, как печально!". Он же обязательно выругается", — приводит аналогию из жизни завсегдатай петербургских театров Татьяна Косолапова. "Мы позволяем себе и окружающим использовать мат в жизни, так почему же его нельзя использовать на сцене? Многие современные драматурги пишут о том, что видят вокруг, о нашей с вами жизни, как она есть. Так зачем же лукавить и лицемерить?"
"Другое дело, когда режиссеры работают с классическими текстами и вносят в них матерные слова, — подчеркивает Косолапова. — Но и это я могу оправдать — они ведь ищут новые актуальные, современные формы, чтобы зацепить за живое нас, зрителей. Честно признаться, лично я даже не представляю, что было бы с театральным искусством, если бы не было смелых, дерзких экспериментаторов".