Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений "Defexpo India-2014" является одной из площадок, где Россия имеет возможность продемонстрировать свои передовые наработки в области подводного кораблестроения и подтвердить готовность к участию в новых тендерах на постройку неатомных подлодок для инозаказчиков.
О конкурентных преимуществах российских воздухонезависимых установок для подводных лодок, о том, будут ли индийцы ремонтировать в России свои субмарины, а также о том, чем "Лады" лучше "Варшавянок" и как продвигается работа над неатомными лодками пятого поколения, рассказал в интервью РИА Новости главный конструктор ЦКБ "Рубин" Игорь Молчанов. Беседовала Анна Юдина.
— Игорь Борисович, определилась ли индийская сторона с требованиями к облику и характеристикам лодок, которые будут участвовать в индийском тендере 75I?
— Такие требования еще не определены, и мы сегодня можем основываться только на так называемом приглашении к участию в этом тендере (запросе на информацию, англ. Request for Information — ред). Еще в 2010 году индийцы представили самые общие требования к подлодкам в рамках тендера 75I.
С тех пор состоялось несколько раундов переговоров по инициативе индийской стороны для уточнения этих требований. В процессе переговоров потенциальный заказчик озвучил свои пожелания, причем они постоянно менялись от раунда к раунду. Так что говорить о том, что облик лодок для этого конкурса окончательно определен, пока сложно. Но с учетом всех переговоров мы, конечно, не стояли на месте и выполнили предпроектные проработки.
Если говорить о пожеланиях индийской стороны, то наше предложение на базе проекта "Амур-1650" вполне конкурентоспособно, оно отвечает всем разумным требованиям. Мы готовы к тендеру 75I, и если RFP (запрос на предложение, англ. Request for Proposal — ред.) в этом году будет объявлен, то у нас подготовлен очень большой задел.
— Готова ли Россия предложить Индии подводную лодку "Амур" с пусковыми установками крылатых ракет "Брамос", насколько это осуществимо технически?
— Программа "Брамос" в Индии развернута достаточно широко, сегодня этой ракетой оснащены практически все рода индийских войск, белое пятно — это подводные носители. Мы думали над возможностью оснащения "Амура-1650" вертикальными пусковыми установками. У нас есть достаточно серьезная проработка размещения нашего комплекса "Club-S" в вертикальных пусковых установках. Также мы посмотрели возможность установки ракет "Брамос". Ничего невозможного в этой идее нет. Индийским заказчикам лишь необходимо доказать своему флоту, что на подлодках в тендере 75I эти ракеты нужны, и мы готовы такую работу выполнить.
Мы оценивали вероятность влияния установки ракетного комплекса на общие кораблестроительные характеристики, например, скорость хода, маневренность.
Существенного влияния в этом смысле на базовый проект "Амура" ракеты "Брамос" не окажут.
— Под установку "Брамоса" рассматриваются только "Амуры" из тендера 75I или какие-то другие лодки тоже?
— Нет, о других проектах мне не известно.
— Как продвигается работа по созданию воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ)? Индийцы по-прежнему выдвигают наличие ВНЭУ как одно из обязательных условий для участия в тендере 75I?
— По крайней мере, на сегодняшний день это одно из обязательных условий участия в тендере. Мы демонстрировали работу нашей ВНЭУ представителям Военно-морских сил Индии, представляли им вариант лодки, оснащенной ВНЭУ, в рамках тендера 75I. Сегодня ведется отработка установки в целом: выход на режимы, показатели по длительности работы. В этом направлении мы достаточно далеко продвинулись, и установка работает постоянно.
— Каковы преимущества российских установок по сравнению с зарубежными аналогами?
— У нашей ВНЭУ более высокий коэффициент полезного действия. Кроме того, она гораздо безопаснее — мы не будем возить водород, необходимый для получения электроэнергии, на борту лодки. Ни в каком виде. Его будут получать прямо на борту корабля в объеме потребления. Индийская установка по облику и структуре построения достаточно похожа на нашу, но они получают водород другим способом. Мы получаем водород из штатного дизельного топлива, из дешевого сырья. А у них более дорогостоящая технология.
Но если даже будет принято решение оснащать лодки в рамках тендера 75I их установками, мы готовы интегрировать ВНЭУ иностранного производства в свой проект. И здесь у нас есть определенный повод для сближения с заказчиком в рамках тендера. Мы готовы идти по пути интеграции индийской ВНЭУ и "Амура-1650".
— Наверное, работы по ВНЭУ в первую очередь проводятся в интересах российского ВМФ?
— Конечно, работы ведутся в первую очередь в интересах нашего Военно-морского флота, но поскольку установка по принципу построения будет достаточно "гибкой" конструкцией, то мы легко сможем адаптировать ее под конкретные требования разных заказчиков.
— Прототип "Амура-1650" — первая "Лада" (ПЛ "Санкт-Петербург" — прим. ред.) сейчас проходит испытания на Северном флоте?
— Она проходит не испытания, а находится в опытной эксплуатации. Предусмотрены дополнительные работы с теми комплексами, которые невозможно было полностью отработать на мелководной Балтике. Для того чтобы проверить определенные нюансы работы лодки, нужны глубины северных морей. "Лада" будет отрабатывать ряд задач на Севере, как только там начнется навигация. По завершении программы опытной эксплуатации ее должны перевести в боевой состав флота. Завершить программу опытной эксплуатации первой "Лады" планируется в этом году.
— Если говорить о заказах для нашего флота, то ВМФ в большей степени интересуется "Варшавянками" (проект 636), а дальнейшее развитие "Лады" его не интересует?
— Разумеется, интересует. Государственный контракт на строительство второй подлодки в серии "Лада" был заключен Министерством обороны и "Адмиралтейскими верфями" в прошлом году. Когда я говорю про вторую "Ладу", нужно понимать, что этот проект уже существенно отличается от головной лодки. Эти отличия можно условно разделить на два направления: первое — это улучшение основных тактико-технических характеристик, улучшение корабля как боевой единицы, и второе — строгий учет тех вопросов, которые выявились при отработке головной "Лады".
— Чем подлодки "Лада" отличаются от "Варшавянок"? В чем их плюсы по сравнению с 636-ми?
— Водоизмещение у "Лады" меньше, по ряду причин она более совершенна — например, с точки зрения шумности. И оборудование там другого поколения.
Корабли проекта 636 все-таки относятся к третьему поколению, и при создании к ним выдвигались соответствующие требования. Конечно, в рамках программы по строительству шести "варшавянок" для Черноморского флота мы провели множество дополнительных работ и по ряду параметров очень серьезно улучшили эту лодку. Тем не менее в "Ладу" изначально закладывались требования для четвертого поколения, и по своим параметрам она превосходит "варшавянки".
— "Лада" создавалась только для мелководных морей и прибрежной зоны?
— Нет, такие лодки могут действовать и в открытом океане. Все задачи ограничиваются лишь их автономностью.
— Если говорить о проекте 877ЭКМ, который успешно эксплуатируют многие инозаказчики, то готовы ли, например, индийцы проводить дальнейший ремонт и модернизацию этих лодок?
— Мы имеем очень солидный опыт по продлению сроков службы таких подлодок за пределами полного 25-летнего цикла. Сегодня индийцы понимают, что у них возникнет определенный промежуток между окончанием срока службы лодок проекта 877ЭКМ и поступлением в состав флота новых кораблей. Мы об этом начали говорить несколько лет назад, а сейчас уже напрямую ставится вопрос о продлении сроков службы двух индийских подлодок 877ЭКМ. К этому мы готовы полностью: опыт богатый, кадры имеются, кооперация тоже есть. Все это в стадии переговоров.
— Речь идет об их перегоне на "Звездочку"?
— Головной исполнитель контракта будет определен установленным порядком.
— Эти две лодки ждет ремонт и модернизация?
— Когда мы говорим о продлении срока службы, все начинается с дефектации. Лодка приходит на наш судоремонтный завод, собирается комиссия из представителей кооперации и смотрит, в каком состоянии находится корабль и его оборудование. После дефектации составляется так называемая ремонтная ведомость, в которой прописывается, что нужно ремонтировать, что необходимо менять, а что уже и восстановить невозможно.
Так в документе появляется раздел — модернизационные работы. В нем прописываются все работы, которые необходимо выполнить на одной конкретно взятой лодке. Может быть, заказчик захочет провести определенную модернизацию. Оружие на 877-е лодки ставится только наше. Все основные комплексы, связанные с применением оружия, кораблевождением, также российские.
Есть вещи, которые индийцы просят поставить, свои — например, дополнительные средства связи, локации. Конечно, они заинтересованы задействовать в этой кооперации собственное производство. Многое зависит от пожеланий заказчика.
— Развивая проект "Лада", работает ли ЦКБ "Рубин" одновременно над созданием неатомных подводных лодок следующего, пятого поколения?
— Техника не стоит на месте, и мы действительно ведем работы над лодками пятого поколения. Как показывает практика, чтобы не было разрыва между поколениями кораблей, необходимо приступать к проектированию лодок нового поколения, едва только завершено создание проекта предыдущего поколения.
Именно такой подход поможет избежать простоя производства или его перегрузки, технологического отставания от конкурентов на мировом рынке и обеспечит плавный переход от одного поколения к другому.
— Есть ли продвижение по российско-итальянскому проекту субмарины малого водоизмещения S-1000?
— В ходе переговоров российско-итальянских групп мы пытаемся найти тот оптимум, который позволит сделать относительно дешевую лодку, успешно решающую все заложенные в нее задачи. В ней не будет использоваться ВНЭУ, это позволит значительно удешевить создание корабля. Мы не оставляем этот проект, потому что интерес инозаказчиков к простым и недорогим лодкам малого водоизмещения сохраняется постоянно.