Рейтинг@Mail.ru
Владислав Кириллов: эксперт должен отвечать за обман при оценке картин - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владислав Кириллов: эксперт должен отвечать за обман при оценке картин

© Фото : предоставлено Владиславом КирилловымНачальник "антикварного" отдела ГУМВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Кириллов
Начальник антикварного отдела ГУМВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Кириллов
Читать ria.ru в
Дзен
Искусствоведа Елену Баснер обвинили в мошенничестве. Женщина, по данным следствия, выступала посредником при продаже коллекционеру полотна, которое выдавалось за подлинник картины авангардиста. О роли экспертов на арт-рынке в интервью РИА Новости рассказал начальник "антикварного" отдела ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Кириллов.

Скандал с искусствоведом Еленой Баснер не добавляет рынку произведений искусств стабильности и инвестиционной привлекательности, однако эта история поможет ускорить процесс вывода арт-рынка из "зазеркалья" и положить конец безответственности экспертов, такое мнение в интервью РИА Новости высказал начальник "антикварного" отдела ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Кириллов. При этом Кириллов не стал комментировать ход расследования уголовного дела.

Все новости региона читайте на РИА Новости Санкт-Петербург >>

Искусствовед из Петербурга, консультант по живописи аукционного дома "Буковски" Елена Баснер была задержана 31 января по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. По данным следователей, летом 2009 года женщина высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", которая позже была продана за 250 тысяч долларов. Официальное обвинение Баснер было предъявлено на четвертый день после задержания — вечером во вторник. По статье о мошенничестве ей грозит до 10 лет лишения свободы. За развитием дела следите в сюжете РИА Новости >>

 - Владислав Петрович, как можно кратко охарактеризовать истоки современного антикварного рынка и какую роль на рыке произведений искусства играют эксперты?

Елена Баснер
Петицию в защиту искусствоведа Елены Баснер подписали 500 человек
- Антикварный рынок и арт-рынок в нашей стране – родом из СССР, где частная инициатива как двигатель свободного рынка являлась спекуляцией и подвергалась жесткому наказанию. Именно в тот период возникло теневое антикварное зазеркалье, где в закрытой корпорации коллекционеров, бегунков-дилеров, музейных экспертов и неких темных личностей совершались сделки купли-продажи и мены предметов искусства и коллекционирования. Зачастую выводам эксперта либо некоего профессионального авторитета верили на слово, с поправкой на собственное чутье и навыки. При этом гарантией сделки, как правило, были некие условные корпоративные ценности и правила самой социальной группы.

Антикварный рынок как рынок вечных ценностей и вид инвестиций – всегда был не только привлекательным, но и рискованным. Особенно без должного правового механизма ответственности всех игроков арт-рынка, где мнение эксперта играет существенную роль при решении покупателя инвестировать обесценивающиеся ассигнации в безусловные произведения искусства. Однако до настоящего времени законодатель не определил юридическую ответственность эксперта при определении авторства живописных полотен либо атрибутировании иных антикварных ценностей. Как следствие — в новых рыночных условиях механизм ответственности игроков антикварного рынка остается на уровне "верю-не верю слову купеческому". Но ведь и купцы, как и люди, бывают разными и ничто человеческое им не чуждо. Да и сам антикварный рынок остается до 80 процентов в тени.

Случаи продажи подделок произведений искусств на известных аукционах
Вот и получается, что люди в 90-е и нулевые годы – не без помощи, скажем так, определенных представителей так называемой "антикварной интеллигенции" и ангажированных экспертов и посредников – составили себе коллекции, которые, как иногда вдруг выясняется, гроша ломаного не стоят. И ответить за это, в рамках действующего законодательства, в такой ситуации, как правило, некому. И вину доказать архисложно, как, впрочем, и определить – где заканчивается ошибка эксперта и начинается преступление?

А горе-инвестор остается лицом к лицу с таким вот "экспертом с мировым именем" – некими девушками в годах либо юношами неопределенного возраста с честными глазами и фразой: "Я имею право на ошибку".

- Какие меры, по-вашему, следует немедленно предпринять для наведения порядка на этом рынке?

— Сегодня отсутствует реальный юридический механизм ответственности. Из-за этого кто-то, прикрываясь правом на ошибку, на голубом глазу заведомо совершает преступления.

Необходимо, чтобы все заинтересованные стороны данного процесса – арт-бизнес, министерство культуры в лице музейного и экспертного сообщества, правоохранительные органы – определили для себя вектор движения: куда двигаться? Для начала нужно общими усилиями решить очень важный вопрос: где заканчивается субъективная ошибка эксперта и начинается преступление? Где та юридическая грань, за которой наступает ответственность эксперта за сознательный обман человека?

Русский музей. Архивное фото
Искусствовед Елена Баснер не имела статуса эксперта в Русском музее
Если специалист раз за разом, систематически, с целью получения материальной выгоды в свою пользу, используя свои профессиональные навыки "ошибается" при оценке подлинности предмета искусства, то это уже не ошибка, а вина в форме прямого умысла, направленного на совершение преступления. Необходимо четко определить правила игры и меру ответственности всех субъектов антикварного рынка в гражданско-правовом, административном и уголовно-правовом спектрах действующего законодательства.

- Не грозят ли возможные преобразования и усиление ответственности участников подобных сделок кризисом арт-рынка?

— В краткосрочной перспективе кризис возможен. Мы устанавливаем некие правила игры. Да, они будут жесткие. И поначалу, в какой-то краткосрочной перспективе, не всем желанны. Потому что как только появится реальная юридическая ответственность эксперта, как и других участников сделки, не только друг перед другом, но страховым и налоговым органом, резко снизится товарооборот. Не каждый захочет отвечать рублем и своим имуществом за некие ошибки при атрибутировании антикварных ценностей.

Многие будут бояться каких-либо санкций за свое неправильное слово. Начнутся перестраховки и перегибы, когда эксперты будут сомневаться даже в подлинных вещах. Обороты упадут, безусловно, но уже в среднесрочной перспективе, как только заработает правовой механизм гарантий сделок и появятся первые прецеденты, антикварный рынок стабилизируется, а его инвестиционная привлекательность вырастет.

А пока с сожалением и в очередной раз приходится констатировать, что одним из принципов антикварного рынка России остается девиз: "Учите правила игры без правил"…

Беседовал Кирилл Чулков

Как отличить подлинный антиквариат и произведения искусства от подделки
Как отличить подлинный антиквариат и произведения искусства от подделки
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала