Светский обозреватель Анна Горбашова
Очередные "Пионерские чтения" прошли в Госдуме РФ. За три дня до начала Олимпиады-2014 в Сочи тема чтений сомнений не вызывала — конечно, спорт.
"О, мир, ты — спорт!", — перефразировав название фильма Юрия Озерова, написал одно предложение в колонке главного редактора журнала "Русский пионер" Андрей Колесников. Утверждение довольно спорное для многих из присутствовавших гостей, но не перед Олимпиадой.
Перед чтением гости собрались на фуршете в думском буфете, где, помимо бесплатного шампанского и закусок, можно было выпить кофе за 25 рублей с пирожными аналогичной цены, невиданной в буфетах театральных.
На чтениях, помимо колумнистов – спикера Госдумы Сергея Нарышкина, музыканта Андрея Макаревича, паралимпийского призера Михаила Терентьева, писателя Виктора Ерофеева, карикатуриста Андрея Бильжо, журналиста Юлии Бордовских, бизнесмена Марка Гарбера — присутствовали лидер ЛДПР Владимир Жириновский, актриса и депутат Госдумы РФ Елена Драпеко, бизнесмен Ян Яновский, гендиректор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева.
"Этот зал называется "Золотой", что логично перед Олимпиадой, в "Бронзовый" мы бы вас даже и не позвали, — открыл собрание Андрей Колесников. — Мы уже были в синагоге, в "Уголке Дурова", в ГУМе, а вот сюда еще не проникали".
Первый докладчик, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, колонку для "Русского пионера" написал впервые. Спорт Нарышкин сравнил с политикой. И у спортсменов, и у политиков главная цель — победить. Рассказ заканчивался анекдотом про двух британцев, играющих в гольф на поле у кладбища. Один из игроков, завидев похоронную процессию, снимает головной убор и прекращает игру. "Джон, а я и не знал, что ты так чувствителен к чужому горю", — удивился его партнер. "Все-таки, мы прожили с Бетти 40 лет", — ответил Джон. Это к слову о преданности своим идеалам, спортивным или политическим.
Бывший депутат Госдумы РФ, паралимпийский призер Михаил Терентьев рассказал о том, как, несмотря на обстоятельства, сбываются мечты. Терентьев мечтал стать олимпийским чемпионом по лыжному двоеборью. В 15 лет, неудачно приземлившись в прыжке с 40-метрового трамплина, Михаил сломал позвоночник.
"Я не понимал, как можно жить, как можно передвигаться на коляске. Из дома не выходил месяцами", — продолжал Терентьев. Встреча с тренером Ириной Громовой изменила его судьбу. Результат упорных тренировок — четыре серебряные и две бронзовые олимпийские медали среди спортсменов-колясочников.
До травмы Михаил поступил в железнодорожный техникум, где успел проучиться только 4 месяца. Декан факультета в шутку сказал, что Терентьев обязательно будет министром путей сообщения. В 2007 году Михаил стал депутатом Госдумы РФ, статус которого приравнен к федеральному министру.
"Тогда я еще раз убедился, что жизнь – удивительная штука", – завершил свой рассказ Михаил.
"А я недоволен тем, что мне затылок греет прожектор", — появился на сцене Владимир Жириновский. Зал захихикал в предвкушении шоу. Но Владимир Вольфович кричать не стал.
"Наталью Синдееву я вижу впервые, а канал "Дождь" меня раздражает, потому что он субъективен", — начал Жириновский.
Синдеева лучезарно улыбалась с первого ряда. Жириновский не стал педалировать горячие темы, а сразу перешел к лирике.
"Я почти сорок лет ждал — с 1978 года, — чтобы зачитать свое стихотворение, которое в печать не приняли. Я написал его до перестройки и назвал "Исповедальный крик", — продолжил лидер ЛДПР.
"А мы напечатаем", — вставил Колесников.
"Дождя" еще не было, когда я написал: "Я верю, будет все скорее, чем сгинет наше поколение…", — читал ретро-стихи Жириновский.
"Я знаю, что я многих утомляю и раздражаю, но, может, это и есть источник моего вдохновения?" — озадачил зал политик.
Дабы не муссировать тему, далекую от спорта, Колесников вызвал на сцену журналиста Юлию Бордовских. Она рассказала про мужа — президента Союза конькобежцев России Алексея Кравцова.
Еще один колумнист "Русского пионера", первый зампред Госдумы РФ и президент Олимпийского комитета России Александр Жуков на мероприятии не присутствовал, но прислал видеопослание из Сочи. Жуков честно рассказал о том, как в детстве был фигуристом.
"Ваш мальчик катается хорошо, но он не любит фигурное катание", — сказал тренер семье Жукова. И правда, мальчик больше "тулупов" и "ласточек" любил шахматы.
"Жуков — везунчик, все ему дали – и коньки, и в Сочи сидит, а мы тут вот…", — пошутил Жириновский с первого ряда.
Карикатурист и "душевед" Андрей Бильжо, припомнив времена своей врачебной практики, нарядился в белый халат и зачитал рассказ "Укус чемпионки". Вот уж у кого не сложилось со спортом, так у Бильжо. И борьбой занимался, и самбо, и на лыжах бегал за сборную команды школы. Не сложилось.
Однажды летом в далеких 80-х годах прошлого века психиатра Бильжо в предплечье правой руки укусила оса.
"На следующий день я дежурил в приемном покое психиатрической больницы. И вот поступает ко мне многократная олимпийская чемпионка по художественной гимнастике… И тут она прогибается, делая какую-то невероятную гимнастическую фигуру, и кусает меня в другое предплечье", — напугал гостей Бильжо. Долго еще коллеги "душеведа" спрашивали у него, чей укус быстрей заживает — осы или чемпионки?
"А это вы на НТВ программу "Куклы" комментировали?" — поинтересовался у Бильжо Жириновксий.
"Нет. А вам надо "Ноотропил" принимать, я вам выпишу", — со знанием дела откликнулся врач-психиатр Бильжо.
Музыкант Андрей Макаревич, не будучи заядлым болельщиком, рассказал о хоккее на Олимпиаде в Калгари. Партийные бонзы предполагали, что Макаревич и артисты "иже с ним" будут поднимать боевой дух наших спортсменов в перерывах между тренировками.
"Идея, по-моему, дурная — спортсмены были целиком сосредоточены на выполнении своих задач, а мы своими песенками их только отвлекали", — вспоминал Андрей Макаревич.
Бессменный колумнист "Русского пионера" поэт Андрей Орлов прочитал стихи на все животрепещущие темы сети. "А про спорт-то будет?" – не выдержал Колесников. И про спорт у "Орлуши" нашлось непечатное.
После завершения чтений все колумнисты окружили Синдееву, жаждая новостей. Наталья всех успокоила: "Крупные провайдеры канал пока отключили, а "в остальном, прекрасная маркиза…".