Рейтинг@Mail.ru
Конфликт цивилизаций: бить или не бить, доносить или не доносить - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конфликт цивилизаций: бить или не бить, доносить или не доносить

© Fotolia / mrxbodyРебенок берет в руку глобус
Ребенок берет в руку глобус
Читать ria.ru в
Дмитрий Косырев объясняет, почему для нас важна история малайзийских детей, попавших в шведский приют при живых родителях.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Столкновения цивилизаций чаще всего происходят не в виде войн, а на бытовом, семейном уровне, и что в таких случаях делать, неясно. На подобные мысли наводит история, до смешного напоминающая инцидент в октябре прошлого года с российским дипломатом Дмитрием Бородиным в Гааге (Нидерланды), на которого соседи донесли, что он якобы избивал своего ребенка. Только на этот раз история повторилась между совсем другими странами, Малайзией и Швецией.

Никакой геополитики, просто донос?

Итак, пострадавших в этой истории зовут Азизул Рахим Авалудин и Шалвати Нуршал (его жена), они малайзийцы, работают в Швеции, и их тоже обвинили в том, что они бьют своего 12-летнего сына (всего детей у них четверо). Но отличие от "дела Бородина" в том, что Азизул не дипломат, он работает как бы отдельно от посольства, представляя министерство туризма Малайзии. То есть иммунитетом не обладает. Поэтому он и его жена оказались в камерах предварительного заключения. А института освобождения под залог до суда в Швеции по таким процессам нет. Суд же не спешит.

А их дети, включая якобы пострадавшего сына? Ради интересов которых шведами принимались соответствующие законы? А дети – опять же по закону – попали в приют.

Это важная для нас история вот почему: тут чистый случай. Когда разворачивалась та самая битва между нами и голландцами в Гааге, можно было выстроить вокруг нее множество геополитических конструкций в духе теории заговора. Тогда, например, готовился (и состоялся) королевский визит в Москву, и злые силы в Нидерландах, соответственно, могли захотеть его сорвать. Да что там в Нидерландах – на уровне НАТО, если не "теневого мирового правительства". Ну, и наш ответ голландцам мог бы – теоретически – быть соответствующим.

Но никакой геополитики между Куала-Лумпуром и Стокгольмом не выстраивается, немножко торговли, немножко туризма. Чистый случай – соседи донесли (подсмотрели в окно?), и вот вам. Это не остатки геополитики вчерашнего дня, это конфликт цивилизаций завтрашнего дня в миниатюре.

Исламский аспект

Надо сказать, что произошла эта история еще 18 декабря, и в Малайзии поначалу молчали, надеясь, что эту дикость можно разрешить по-человечески. Но сейчас в Куала-Лумпуре началась, наконец, довольно серьезная и ежедневная дипломатическая и информационная кампания, в ходе которой высказано много примечательных и полезных мыслей и фактов.

Очень интересен здесь религиозный аспект. Для начала, малайзийской публике сообщили, что парню слегка врезали по руке (точнее, предплечью), чтобы он не отлынивал от чтения молитв. Семья мусульманская, это религия большей – малайской прежде всего – части населения страны.

В дискуссии в местных СМИ исламские ученые говорят, что эта религия позволяет родителям бить палкой детей, не читающих молитвы, но бить надо несильно. Наносить при этом физический ущерб нельзя. Местные правозащитники напоминают, что лучше вообще не бить.

Еще одна новость по религиозной части: МИД Малайзии сообщил, что есть четыре мусульманские семьи, живущие в Швеции, которые готовы взять к себе детей Азизула и Шалвати.

Заметим, все политические партии Малайзии, включая оппозиционные, и еще коллегии адвокатов и прочие организации как минимум не на стороне Швеции.

Да и как можно быть на ее стороне, если пока что непосредственный результат применения гуманизма к детям – это насильственное разделение семьи и помещение детей в приют?

Кстати, мне тоже кажется, что перед нами классический и далеко не единственный случай идиотизма и бессмысленной юридической жестокости, на которые нет монополии ни у одной цивилизации – и в Европе они тоже присутствуют в полной мере.

Особенности состава балтийской воды

Поскольку все это время мы, по сути, говорим именно о столкновении цивилизаций, нельзя не отметить, что Малайзия – образцовый случай умеренного ислама, она имеет по этому поводу массу трений с радикальными монархиями Персидского залива, по части войн в Сирии или Ливии в том числе.

Если у кого-то есть предощущение войны между "Западом" и "Востоком" (читай – христианством и исламом), то Малайзию никак не заподозришь в том, что она этого хочет, на официальном или общественном уровне.

Отталкивать малайзийское общество от его умеренности – не лучшая идея, для Швеции или Европы в целом, но соседи-доносчики с этой геополитикой не знакомы.

Зато в ней, в геополитике, разбирается малайзийское правительство, которое хотя и не может погасить дискуссию, но направляет ее в довольно интересное русло. Так, в здешних СМИ опубликован список стран, в которых можно или нельзя отшлепать детей, родителям или школьным учителям.

И получается вот что: в США (в целом, с некоторыми оттенками по штатам) – можно, в Великобритании – можно (но не в школах, бить – привилегия лишь родителей), в Саудовской Аравии или Австралии – можно.

Что интересно, нельзя бить в Кении и Греции. И понятно, что битье запрещено в Швеции (первая страна мира, где принят такой закон, всего их 30) и в знакомых нам Нидерландах.

Кстати, список можно было бы расширить, и там оказалось бы наглядным то, что россиянам знакомо еще со времен "гаагского инцидента". Европейские страны, омываемые Балтийским морем, особые, в них часто проявляется этот странный гуманизм, оборачивающийся бессмысленной жестокостью, причем именно по "детской" части. Состав воды такой?

Так или иначе, малайзийцам мягко дают понять: это не вообще "Запад", это есть такие специальные группы стран. У каждой свои внутренние дискуссии, агрессивные кампании за всяческие запреты… Ну и доносы, как же без них.

Вроде бы, нет ничего нового в том, что одни цивилизации (или, скажем так, субцивилизации) смотрят на обычаи других со смесью ужаса и изумления. Но в старую, добрую колониальную эпоху, когда Киплинг называл индийца "полу-дьявол, полу-ребенок", движение шло в одном направлении, "дьяволов" цивилизовали самым суровым образом.

И вряд ли колонизаторы тех времен могли подумать, что придет время, когда на их общества развитые азиатские или иные страны будут смотреть со смесью изумления и ужаса и размышлять в своих СМИ – что это за общества такие и что с ними делать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала