Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Ошибаются и те, и другие. Новые законы исходно не нацелены на массовое вовлечение граждан в охрану общественного порядка. Они скорее возвращают довоенную практику бригадмилов (бригад содействия милиции), которые были кадровым резервом органов правопорядка в 1920-30-х годах, только с учетом современных реалий – волонтерства и возрождающегося казачества.
Ни шагу без разрешения полиции
Согласно законопроекту "Об участии граждан в охране общественного порядка", народные дружинники практически лишены самостоятельности. Все свои акции они должны согласовывать с полицией и действовать только с ее разрешения.
Дружинникам разрешается лишь предупреждать граждан, чтобы те не нарушали порядок, охранять место преступления и собирать вещественные доказательства (статья 17 законопроекта). Распоясавшегося хулигана им тоже предписано заранее предупредить, что к нему будет применена сила (ст.19), а беременных, инвалидов и несовершеннолетних дружинникам вообще запрещено трогать. Даже командира дружины нельзя выбрать без согласования с местным отделом полиции (ст.13).
Точно такие же права и у двух других категорий современных добровольных помощников полиции – народных дружин из числа членов казачьих обществ (они от обычных дружинников будут отличаться только формой и тем, что их командира, кроме начальника местной милиции, будет утверждать еще окружной атаман – ст.23) и внештатных сотрудников полиции (ст.10).
Но дружинников все-таки придется слушаться, если они сами не нарушают закон. Непослушание грозит административным штрафом от 500 до 2,5 тысячи рублей. Если же дружинник выходит за рамки закона, то оштрафуют его, причем сумма штрафа для него больше – от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.
За участие в дружинах предоставляется дополнительный отпуск до 10 суток, но без сохранения зарплаты, и бесплатный проезд в общественном транспорте в дни дежурства до места дежурства и обратно (ст.26).
Как видите, ни особых прав, ни привилегий у добровольных помощников полиции не будет. Нужна иная мотивация, чтобы записаться в дружину или во внештатные сотрудники полиции.
Совсем другое дело было в советских ДНД.
Всем охранять всех!
Добровольные народные дружины, учрежденные в 1959 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, исходно планировались как одна из форм народовластия, спущенного народу сверху.
Согласно пункту 1 этого постановления, в охране общественного порядка должны быть задействованы "передовые рабочие, служащие, колхозники, студенты, учащиеся и пенсионеры". Добровольные народные дружины учреждались "на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях".
Пункт 2 постановления обязывал "ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии организовать народные добровольные дружины, районные (городские) штабы и обеспечить их успешную деятельность по поддержанию общественного порядка в стране". Пункты 3 и 4 требовали того же самого от ЦК комсомола и профсоюзных организаций.
Проще говоря, ДНД учреждались везде, а участвовать в них должны были все совершеннолетние советские граждане, включая пенсионеров – формально "строго на добровольных началах", фактически – добровольно-принудительно.
Жертвы отчетности
В начале 1960-х народ в целом уважительно относился к патрулям дружинников, слушался их и даже побаивался, а сами дээндэшники серьезно относились к своим правам и обязанностям. Хотя фактически прав у них не было, точнее – они весьма расплывчато формулировались в упомянутом выше постановлении партии и правительства.
Права дружинников были четко сформулированы и законодательно оформлены только в 1974 году еще одним совместным постановлением ЦК КПСС и Совмина.
Но к тому времени из-за погони партийных и комсомольских органов за отчетностью ДНД уже превратились в аморфную массу граждан, по партийной разнарядке гуляющих по улицам с красными повязками на рукавах под сочувственно-ироническими взглядами прохожих, которым придется самим так же бездарно провести вечер, когда подойдет их очередь дежурить в ДНД.
По отчетам же все обстояло прекрасно. В 1970-е в стране числилось семь миллионов дружинников, в 80-е – вдвое больше. В середине 80-х ежедневно, точнее ежевечерне, после трудового дня на улицы выходило до 400 тысяч советских граждан с повязками ДНД.
Параллельно росла уличная преступность, но это была другая отчетность, закрытая. Если где-то ее сравнивали с ростом рядов дружинников и анализировали причины, то не для всенародного их оглашения.
Вечерний моцион с красными повязками
При всеобщей повинности дежурств в ДНД даже партийным органам было трудно заставить рабочий класс выйти на улицы с красными повязками после 8-часовой смены в цехе. Рабочий мог послать подальше, потому что ничем не рисковал. Даже увольнение его не пугало, он тут же устроился бы на другую работу. До увольнения дело и не доходило, рабочих, особенно квалифицированных, на производствах ценили и берегли.
Порядок на улицах поддерживали в основном совслужащие, студенты, пенсионеры и прочие, как сказали бы сейчас, "ботаники", которых легче было принудить к патрулированию в ДНД. Мне как бывшему дружиннику легко вспомнить типичное дежурство.
После работы те, кто не смог придумать причину отвертеться от ДНД, шли на инструктаж в опорный пункт милиции. Там выдавали нарукавные повязки. Сержант предупреждал, что нас будут проверять на маршруте, мы кивали, но всем было понятно, что все это лишь необходимый ритуал, не более того.
Выйдя из отделения, мы снимали повязки и шли пить пиво, точнее, шли мужчины, женщины шли в кино или по магазинам. Главное, чтобы в смене был один непьющий, который сразу забирал себе все наши повязки и по окончании дежурства относил их обратно в милицию.
Женщинам мы это по-джентльменски не поручали, понимая, что после магазинов с полными сумками возвращаться в отделение им будет тяжело, а сержанту будет неловко видеть их сумки.
Опера в общаге
Неправдой было бы утверждать, что все дээндэшники занимались очковтирательством. Часть из них относилась к своим правам и обязанностям серьезно, даже, наверное, излишне серьезно. Ведь права члена ДНД были тоже серьезными.
Согласно статье 22 постановления ЦК КПСС и Совмина от 1974 года, дружинник имел право потребовать от граждан предъявить документы, составить на месте нарушения протокол, отвести нарушителя в милицию или даже отвезти, остановив для этого частную машину.
Он мог проверить права у водителя, отстранить его от управления машиной и задержать, если водитель был без прав или, на взгляд дружинника, пьян. Дружинник имел право войти в любой общественное помещение, если там, по его мнению, нарушали порядок. Пределы применения силы в партийном постановлении не были прописаны.
Словом, многое было позволено советскому дружиннику, и были люди, как правило, молодые, которым это нравилось. В обычных патрулях ДНД в обществе "ботаников" им было бы трудно реализовать дарованные им партией и правительством полномочия. Такие люди объединялись в оперативные комсомольские добровольные отряды дружины (ОКОД).
Это был своего рода "спецназ" ДНД, действовал он в основном в студенческих и рабочих общежитиях. Там его боялись и ненавидели, потому что оперотрядники могли не только испортить вечерний отдых с подругами и спиртным, но и доставить нарушителям социалистического общежития реальные неприятности на работе и в вузе. Вплоть до исключения.
При этом активисты ОКОД всего лишь пользовались правами обычного дружинника, только использовали их на все сто процентов. Но им казалось мало. В 1990 году стал вопрос о расширении прав членов ОКОД. Но не успели, Советский Союз рухнул, похоронив среди прочего и советские ДНД.
За помощь надо благодарить
Как легко заметить, по сравнению с советскими ДНД депутаты связали нынешних дружинников по рукам и ногам. Но что тогда получится из современных народных дружин? В современной их ипостаси – неплохой кадровый резерв для правоохранительных органов, что тоже в нашей истории, кстати, уже было.
С конца 1920-х по конец 1950-х это называлось бригадмилами – бригадами содействия милиции. Права и обязанности бригадмильцев почти дословно напоминали права и обязанности нынешних дружинников и внештатных сотрудников милиции, какими их видят депутаты Госдумы.
В любом обществе всегда есть люди, которые чувствуют в себе призвание наводить порядок, но в силу разных причин лишенные возможности делать это официально. Теперь у них появится шанс реализовать себя. За них можно только порадоваться, как и за тех, кто такого призвания не чувствует. Никто никого насильно в ДНД загонять не будет.
Странно только одно. В промежутке между первым и вторым чтениями законопроекта "Об участии граждан в охране общественного порядка" из него выпала главная льгота для добровольных помощников полиции. В исходном тексте документа дружинники и внештатные сотрудники полиции, имеющие двухлетний стаж сотрудничества с правоохранителями, имели право поступать в вузы МВД вне конкурса. Логично было бы вернуть эту льготу в законопроект перед третьим чтением.