ТОМСК, 4 янв — РИА Новости, Наталья Брусницына. Власти и вузы намерены сделать образование в Томске с 2014 года непрерывным; Томский политехнический (ТПУ) и Томский государственный (ТГУ) университеты планируют увеличить цитируемость ученых и озаботиться ростом доходов, а региональные чиновники придумают, как сократить очередь в садики и за чей счет построить школы.
Все новости региона читайте на РИА Новости Томск >>
Топ-ориентир
Для этих двух университетов в новом году задачей номер один станет работа над реализацией "дорожных карт" в рамках программы топ-15. В частности, им необходимо повышать цитируемость ученых, наращивать число преподавателей, занимающихся наукой, продолжить привлечение зарубежных студентов и преподавателей, а также заниматься развитием инфраструктуры и ростом доходов.
"Думаю, что в 2014 году на места в рейтинге повлияет совместная работа университетов и команды областной власти по запуску масштабных проектов: "Томские набережные", формирование делового центра в ОЭЗ "Томск", реализация инновационной стратегии региона. Рассчитываю, что впереди у региона будет много поводов гордиться вузами", — сказал РИА Новости замгубернатора Алексей Князев.
Непрерывное, инклюзивное, электронное
Между тем, как сообщил РИА Новости глава областного департамента по высшему профессиональному образованию Алексей Пушкаренко, в наступившем году общественности будет представлен новый документ — стратегия непрерывного образования в Томской области. Для его разработки по распоряжению губернатора создана специальная рабочая группа.
Пушкаренко рассказал, что проект будет доступен для общественного обсуждения. Озвучить его власти намерены в марте на XIII Сибирском образовательном форуме. Особое внимание планируется уделить в 2014 году и инклюзивному образованию в высших учебных заведениях.
"У нас, в основном, обучаются не колясочники, а люди со слабым слухом или зрением. И об этих людях необходимо заботиться. Мы хотим один из семинаров посвятить их проблемам. И в первую очередь пригласить выступить на нем самих инвалидов. Чтобы они со своей стороны сказали, что необходимо предпринять для их комфортного обучения", — отметил собеседник.
Еще одно направление, на которое будет обращено пристальное внимание, как властей, так и вузов в 2014 году — развитие электронного обучения.
Пушкаренко уточнил, что сейчас в томских университетах электронное обучение достаточно развито. К примеру, Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в таком режиме работает со 148 городами России, ТГУ, позиционирующий себя как евразийский университет, проводит обучение с другими российскими и казахстанскими университетами, не отстает от своих коллег и политех.
Продолжат в 2014 году вузы и привлекать иностранных студентов. Помимо Монголии, Китая и Казахстана, в этом году университеты намерены охватить также Вьетнам и Индию.
"В связи с разрешением работать с 1 января 2014 года иностранным студентам в России, возможно, к нам индийцы поедут. Раньше в Россию ездили те индийцы, у которых денег нет. Они говорили, что поедут учиться, если будет возможность заработать. До этого иностранные студенты могли работать только на той кафедре, где учились", — уточнил Пушкаренко.
Больше школ и садиков
"Также мы должны будем принять решение, каким образом мы должны вводить дополнительные места в школах. Потому что мы понимаем, что сейчас вал детей в "дошколке", через определенное время этот вал переместится в школы. <…> Мы должны хоть ненамного опередить эти события", — добавил он.
По словам Щипкова, в первую очередь "по швам затрещат" школы Томска и, преимущественно, в новых микрорайонах. Там нехватка мест в начальных классах ощущалась уже в сентябре 2013 года. В новом году власти разработают программу по "расширению" школ. Параллельно с решением проблемы нехватки мест продолжится и внедрение федерального госстандарта, как в детсадах, так и в общеобразовательных учреждениях.
"Сейчас дополнительное образование развивается по накатанным рельсам: есть люди увлеченные, и на них все держится, но хочется, чтобы управленческая составляющая еще включилась. Область на 2014 год профинансировала программу дополнительного образования — 2 миллиона рублей, причем в 2013 году было ноль рублей выделено. Это впервые профинансировано", — отметил собеседник агентства.
Поддержка талантов и информатизация
Между тем, рассказал Щипков, в регионе будет продолжена начатая в 2013 году работа по выявлению и поддержке одаренных детей. В частности, внимание будет сконцентрировано на развитии созданных девяти межмуниципальных центров, где талантливые ребятишки и будут получать особое сопровождение, согласно своим потребностям.
Щипков добавил, что современные дети, будь они одаренные или среднестатистические, требуют от школы и системы образования в целом инновационного подхода в обучении. В первую очередь, это предполагает информатизацию процесса, чем власти региона и намерены заняться в новом году.
"Школа должна соответствовать ожиданиям ребенка и его потребностям именно с этой точки зрения. Мы разрабатываем информационную систему, как образовательную: там содержание должно быть и должны быть соответствующие электронные ресурсы. С другой стороны, мы должны создать электронную базу данных, которая позволила бы родителям, педагогам и управленцам ориентироваться в сфере образования", — подытожил он.