Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Вот с чем у военных стало меньше проблем по сравнению с 2011-2012 годами, так это с размещением и исполнением гособоронзаказа. Механизм, пошедший было вразнос под напором первых триллионов Госпрограммы вооружений, удалось привести в чувство и более-менее наладить ритмичное исполнение заказов. Минобороны заметно повысило лояльность к капитанам отечественного военно-промышленного бизнеса, и скандалов в этой сфере резко поубавилось.
А вот на вопрос о том, как "новая метла" намерена "мести" чисто военные вопросы, ответов пока немного. Наверное, это и есть ответ: мести будут поэтапно и без резких движений.
Главный вопрос – что будет с кардинальной военной реформой, запущенной в 2009 году? Уже к 2011 году стало понятно, что российская армия больше никогда не станет прежней, т.е. советской. При этом надо было разделять цели и средства реформы.
Значительное число конкретных методов команды Сердюкова-Макарова по реализации заявленного "нового облика" вооруженных вызывало непонимание экспертов и совершенно понятное яростное сопротивление офицерской корпорации. Целый ряд способов, которыми развертывалась реформа, явно носил отпечаток непродуманности, поспешности, непросчитанности, а зачастую и откровенного непонимания реформируемого предмета.
К слову, часть этих ошибочных решений не консервировалась реформаторами, а корректировалась (как в случае с оргштатными расписаниями новых бригад или в вопросе о предельном числе офицеров в вооруженных силах) или даже откатывалась назад (как в случае с отменой института прапорщиков/мичманов).
2013 год должен был показать, как военно-политическое руководство страны, чьи иерархии замыкаются на президенте, собиралось отшлифовать методологию военного строительства, не меняя целей реформы. Тем более что основная часть грязной работы уже была четко исполнена "бульдозером" Сердюковым, назначенным на должность военного министра именно с целью силовым давлением разгрести авгиевы конюшни постсоветской армии.
Теперь настала пора более тонкой настройки. Или, правильнее сказать, менее грубой.
Если оставить в стороне косметические изменения, призванные весомо отличить времена нынешние от "счастливо преодоленного" наследия Сердюкова, то основные контррешения 2013 года принимались на двух наиболее чувствительных и вызывавших споры участках. Это организация военного образования и система управления войсками вкупе с организационно-штатной структурой объединений.
В первой части все более-менее просто тактически и непросто стратегически. Что сделано: фактически отменен лобовой сердюковский приказ на остановку подготовки новых лейтенантов и массированное слияние военных вузов с высвобождением огромного объема весьма интересных площадей в Москве и Петербурге.
Во второй части начался откат некоторых особо залихватских "слияний". В частности, полностью размонтирована спорная система авиабаз, приведшая к скученному базированию авиации, собранной в группы. На ее место придет восстановление авиаполков, сидящих на изолированных аэродромах и объединенных в смешанные авиадивизии. Т.е. с оперативной точки зрения достоинства сохраняются, а вот боевая устойчивость, административная жизнеспособность и управляемость повышаются.
Выбор РИА Новости: главные события 2013 года в области обороны >>
Выбор РИА Новости: главные события 2014 года в области обороны >>
Но и здесь есть свои подводные камни. Пока не до конца понятным выглядит частично-ползучее восстановление в армии дивизионного уровня с одновременным сохранением новой (бригадно-батальонной) структуры. Так, уже зимой 2013 года было сообщено, что обратно в дивизии переформируются Кантемировская танковая и Таманская мотострелковая бригады. Пока, правда, переформирование в значительной степени свелось к переименованию.
Если речь идет не об отдельных соединениях со специфическими задачами, а о тотальном воссоздании дивизионного уровня, то в этом появится логика, если, скажем, дивизии будут иметь не традиционное для советской армии полковое членение, а бригадное. В этом случае дивизия представляет собой уже не тактическое, а укрупненное оперативно-тактическое соединение, и станет функциональным аналогом современных американских "модульных дивизий", делящихся на бригадные боевые группы, либо позднесоветских экспериментальных "отдельных армейских корпусов" ("оперативно-маневренных групп"), имевших схожую структуру.
"Придворные" подмосковные соединения (Кантемировская и Таманская дивизии/бригады) и ранее использовались в качестве полигонов для обкатки новшеств. Что реально выйдет из демонстративного их обратного переименования в дивизии с потерянными по пути историческими приставками "имени Ю.В. Андропова" и "имени М.И. Калинина" соответственно, но сохраненными орденами, включая орден Октябрьской Революции и орден Ленина, – увидим уже очень скоро.
Интенсификация боевой подготовки началась не в минувший год, но конкретно 2013 год внес некоторые ноу-хау, ранее не применявшиеся столь широко. И, хотя выглядят они несколько картинно, но не отметить пользу от них нельзя.
Речь идет о так называемых "внезапных проверках боеготовности", ставших хитами сезона-2013. Поскольку краеугольным камнем создания соединений "нового облика" был тезис о переводе частей на постоянную готовность, появилась возможность поднять такое соединение по тревоге целиком.
В дореформенной армии этот вопрос решался созданием дежурных тактических групп, в которые на определенный срок отряжался личный состав и техника, способные по поступлению приказа сравнительно быстро выйти из пункта постоянной дислокации и исполнить боевую (учебно-боевую) задачу. Это выливалось в то, что стандартный мотострелковый полк по тревоге выделял для работы "в поле" батальонную тактическую группу (т.е. мотострелковый батальон со средствами огневой поддержки и инженерного обеспечения).
Теперь время тактических групп как "караульных" в пунктах дислокации с чисто формальной точки зрения должно уйти в прошлое, оставив им место только на поле боя. Фактически, нужно проверять уже готовность всего соединения выйти из пункта. И вот насколько "бригады нового облика" на это способны – и должны ответить внезапные проверки боеготовности.
Контингент-2013
Вот что точно попало под категорию неприкасаемых святынь, так это основные принципы комплектования, заявленные (а точнее, в очередной раз со времен Бориса Ельцина подтвержденные) при развертывании реформы в 2009 году.
Вооруженные силы не желают становиться полностью контрактными, но основной набор будет вестись именно добровольно. Судите сами: из штата в миллион человек 220 тысяч – офицеры, около 60 тысяч – прапорщики и мичманы, еще 500 тысяч – ориентир для набора контрактников рядового и сержантского состава к 2022 году. Оставшиеся немногим более 200 тысяч – это поле для срочников, т.е. типичный полугодовой призыв не превысит 100 тысяч человек (сейчас – 150 тысяч).
При этом контрактниками будут пополняться в первую очередь подразделения быстрого реагирования (перевод ВДВ, морской пехоты и спецназа сухопутных войск на контракт заканчивается в ближайшее время), а также расчеты сложной современной техники.
С этой конструкцией есть одна проблема: резко сокращается объем того самого подготовленного мобрезерва. Частично эту проблему решит поднятый в 2013 году вопрос о формировании добровольческого резерва – то есть подписание гражданами контрактов с Минобороны на регулярную переподготовку и "выдергивание" на крупные войсковые учения. Контрактов, надо заметить, оплачиваемых – как сообщается, до 4 тыс рублей в месяц у запасных рядовых и сержантов и от 4 до 7 тыс рублей в месяц – у офицеров запаса.
Это может частично улучшить положение с активным, "валентным" резервом, но общий объем лиц, прошедших базовую военную подготовку, увеличится не сильно. Здесь вступает в дело другая сторона работы с призывниками.
Есть и более экзотическая форма зачета срочной службы – это так называемые "научные роты", первые из которых начали формироваться уже в конце весеннего призыва 2013 года. Фактически, это профильные лаборатории, в которых молодые люди занимаются исследованиями по заданным военными темам.
Молодые группы исследователей – это неплохой институт развития: такие "песочницы" при хорошей мотивации способны довольно дешево выполнять поисковые работы, да и изобретения в таких инкубаторах при правильной организации дела не замедлят появиться.
Так что новой армии десятых годов – новые кадры и новые способы их использования. Это, пожалуй, главный вывод, который закрепил 2013 год, ожидавшийся как год "реакции" в отношении военной реформы.