МОСКВА, 26 дек — Прайм, Екатерина Соболь. Расклад в российской авиационной отрасли по итогам уходящего года зеркально противоположен ситуации в автопроме. Если два отечественных автогиганта, "АвтоВАЗ" и КАМАЗ, заканчивают год с худшими результатами по отрасли, то крупные авиакомпании РФ, наоборот, стремительно растут, опережая рынок, и в следующем году эта тенденция, скорее всего, сохранится.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По данным Росавиации, доля крупных авиакомпаний (группа "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и группа S7) на российском рынке по итогам 11 месяцев уже превышает 62%. За этот период рыночная доля крупнейших игроков выросла на 0,2 процентного пункта. Для них самих это, возможно, и незначительный "довесок", но для небольших перевозчиков, чей пассажиропоток в десятки раз меньше, — целый бизнес.
По итогам 2013 года Росавиация ожидает роста пассажиропотока в РФ примерно на 15%, а у большинства крупнейших авиакомпаний — значительно выше (20-30%). Исключение составляет лишь группа S7 (авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") с ее стратегией рационального роста.
Крупнейшие российские перевозчики и в следующем году будут расти опережающими темпами, прогнозируют отраслевые эксперты. В особенности это касается "Аэрофлота": в 2013 году он заложил основу новым амбициозным проектам.
На руку сильнейшим играет и государство. В частности, премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что авиакомпаний в России должно быть "разумное количество", и предлагал подумать об их укрупнении.
"Процесс глобализации авиаотрасли неизбежен. Но в этом нет ничего удивительного — это прошли многие европейские страны. В России же этот процесс будет ускоряться административными решениями. Некоторые из них не улучшают общую финансово-правовую среду в отрасли. К сожалению, череды банкротств средних и мелких компаний на этом пути избежать не удастся", — полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Опережая рынок
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев и его первый заместитель Шамиль Курмашов ожидают, что в 2014 году пассажиропоток группы вырастет на 16-17% при замедлении темпов роста авиарынка РФ примерно до 5%.
Рост группы будет обеспечен, в том числе, за счет запуска в марте 2014 года амбициозного проекта лоукостера "Добролет". В ближайшие годы компания, по прогнозам "Аэрофлота", должна перетянуть на себя часть пассажиров РЖД, доведя свой трафик до 10 миллионов пассажиров (треть всех перевозок группы за прошлый год).
"Добролет" будет выполнять полеты на новых Boeing 737-800, в первый год работы будет эксплуатировать восемь судов, через три года — уже 40.
Другой громкий проект "Аэрофлота" запущен уже в ноябре. "Аэрофлот" презентовал новую авиакомпанию "Аврора", созданную на базе двух его дальневосточных "дочек" — "Сахалинских авиатрасс" и "Владивосток авиа", доставшихся от госкорпорации "Ростех".
Бизнес-план "Авроры" предусматривает увеличение количества рейсов с 30-ти в 2013 году до 534-х в 2018 году, числа направлений — с 30-ти до 128-ми. Годовой объем перевозок планируется довести до 2,4 миллиона пассажиров.
В авиапарк "Авроры" в дополнение к имеющимся Boeing 737 до конца текущего года поступят три лайнера Airbus A319, к концу 2014 года у авиакомпании их будет семь. В парк региональных самолетов войдут турбовинтовые машины вместимостью от 50 до 78 кресел, для местных авиаперевозок будут приобретены самолеты вместимостью до 20 кресел. К 2018 году компания планирует увеличить авиапарк до 40 воздушных судов.
Расклад в пользу сильнейшего
Чистая прибыль "Аэрофлота" по МСФО за девять месяцев 2013 года выросла на 84% — до 545,2 миллиона долларов, выручка — почти на 17%, превысив 7 миллиардов долларов. Цена акций авиакомпании на Московской бирже после публикации отчетности по МСФО и информации о допуске ее бумаг на рынки США за три дня подскочила с 57 до 79 рублей.
Рост капитализации на руку государству, которое владеет 51% акций авиакомпании. В 2016 году в рамках приватизации госпакета, вопреки ранее заявленным планам, государство решило не выходить из "Аэрофлота" полностью. В 2014 году в рамках подготовки приватизации авиакомпания может провести SPO 10% акций на Московской бирже (пакет будет формироваться из доли "Ростеха", Росимущества и "Аэрофлот-финанса").
Решение властей не выходить из состава акционеров "Аэрофлота" глава Росимущества Ольга Дергунова объяснила тем, что авиакомпания перспективная и приносит хорошие дивиденды. Логично, что "Аэрофлот" получает поддержку властей в части законодательных инициатив (например допуск иностранных пилотов в Россию, отмена возвратных тарифов).
На руку "Аэрофлоту" может сыграть и позиция премьер-министра РФ. После авиакатастрофы в Казани 17 ноября он предложил подумать об укрупнении авиакомпаний и оптимизации их работы.
В телеинтервью по итогам года Медведев назвал 85-90% из 122 действующих российских авиакомпаний "слабыми". "У нас было 400 авиакомпаний. Осталось чуть более 100. Сколько нам нужно — нужно определить исходя из потребностей страны. Их должно быть разумное количество", — заявил премьер.
Инициатива депутатов запретить зарубежный "авиахлам" (самолеты старше 15 лет) тоже может оказаться во благо "Аэрофлоту", хотя ее основная заявленная цель была совсем другой — повысить безопасность полетов (некоторые эксперты одной из причин катастрофы в Казани называли устаревшее оборудование на 23-летнем Boeing 737).
"Аэрофлот" имеет самый молодой парк в Европе — в среднем шесть лет, а с выводом из эксплуатации устаревших Ил-96 в 2014 году его самолеты "помолодеют" в среднем до 4,5 лет. Если инициатива будет принята, самолеты скоро придется выводить из парка и другим крупным авиакомпаниям — "Вим-авиа", "Трансаэро".
Второе крыло
Стратегическое партнерство "Трансаэро" и "ЮТэйр" — второго и третьего по величине авиаперевозчиков России, пожалуй, можно назвать попыткой создать альтернативу стремительно растущему "Аэрофлоту".
В июле 2013 года эти компании объявили о стратегическом партнерстве в рамках авиахаба "Внуково". "Трансаэро" перевела туда большую долю своих рейсов и базу техобслуживания. Если раньше соотношение в распределении рейсов было примерно 70 на 30 в пользу "Домодедово", то теперь будет 60 на 40 в пользу "Внуково".
"Во многом именно эта консолидация не допустила прихода в аэропорт лоукостера "Аэрофлота", — говорит источник агентства "Прайм" в одном из этих перевозчиков.
Вместе "Трансаэро" и "ЮТэйр" за 10 месяцев перевезли больше пассажиров, чем "Аэрофлот": 20 миллионов против 17,6 миллиона.
Эти авиакомпании также активно обновляют свой парк. "Трансаэро" — стартовый заказчик таких новинок, как Airbus 380 и Boeing 787. "ЮТэйр" начала получать модернизированный вариант самой популярной модели авиалайнеров — Boeing 737 NG. Всего компания заказала 40 таких самолетов. К 2020 году она надеется стать первой в России по молодости авиапарка.
Крепкий узел
В этом году власти продолжали активно обсуждать будущее крупнейших российских авиационных гаваней, входящих в Московский авиаузел.
Возможное объединение всех трех аэропортов Москвы под эгидой одной управляющей компании было топовой новостью авиации РФ в первом полугодии уходящего года. Идею консолидации частного "Домодедово" и государственных "Шереметьево" и "Внуково" инициировал экс-министр транспорта РФ, а ныне советник президента Игорь Левитин.
Однако в июле власти отказались от этой идеи с подачи президента Владимира Путина. Вместо объединения аэропортов он предложил создать на базе каждого отдельное акционерное общество, внеся в него основные бизнесы.
Путин подчеркнул, что оператор аэропорта должен контролировать эти бизнесы и иметь четкое представление, как они работают, а бенефициары самих операторов должны быть прозрачны, поскольку аэропорты — это стратегические объекты.
Это означает, что компания должна быть зарегистрирована в России, а ее бенефициары известны властям, комментирует топ-менеджер столичного аэропорта. Только такому "прозрачному" ОАО предлагается сдавать в концессию принадлежащее государству аэродромное имущество: взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, стоянки.
В первую очередь это касается "Домодедово", чья инфраструктура контролируется разными офшорами с неизвестными владельцами. "Из-за неопределенности ситуации с аэропортом "Домодедово" собственники потеряли мотивацию к дальнейшему развитию своего бизнеса <…> Некогда отрицательный долг авиагавани растет семимильными шагами, а сервис в некогда лучшем аэропорте Европы не улучшается", — комментирует ситуацию Гусаров с Avia.ru.
Другие отраслевые эксперты отмечают, что фактически именно с "Домодедово" началась тема деофшоризации российской экономики. После теракта 2011 года в этом аэропорту прокуратура так и не смогла понять, с кого же спрашивать в случае ЧП на важнейшем транспортном объекте.