МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Светлана Вовк. Для российского цирка уходящий год стал буквально переломным — был принят закон, который фактически спас многие региональные цирки от разрушения: документ разрешил местным властям финансово поддерживать их, несмотря на федеральное подчинение. Не менее заметным событием стало возвращение в Россию Вячеслава Полунина, которое, впрочем, не все восприняли с единодушной радостью.
В этом году был принят закон, которого много лет ждали региональные государственные российские цирки и их "мама" — Российская государственная цирковая компания (Росгосцирк). На государственном сухом языке это радостное событие звучит так: президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", принятый Государственной Думой 20 сентября 2013 года и одобренный Советом Федерации 25 сентября 2013 года. Выражаясь понятным обывателям языком, закон этот дает региональным властям право вкладывать деньги в реконструкцию, ремонт, закупку оборудования для цирков, которые, собственно, в этих регионах и находятся, но являются федеральной собственностью. Здания цирков во многих регионах не ремонтировались по 40 лет, из Москвы, из головного офиса Росгосцирка, эти железобетонные полуразрушенные громадные коробки не видно, а вот местные жители — детишки и их родители вряд ли испытывают желание зайти в такой вот цирк. Росгосцирк по мере сил и возможностей давал деньги на ремонты и технику своим провинциальным филиалам, но на 41 стационарный цирк средств, выделяемых из федерального бюджета, катастрофически не хватало — ведь помимо ремонта, нужно и новые программы создавать, и зарплаты артистам платить, и переезды оплачивать, и животных покупать и кормить. Многие губернаторы и мэры давно были готовы помочь отреставрировать цирки, находящиеся на их территориях, да еще и, как правило, в центрах городов. Но права такого не имели — имущество федеральное, значит, и поддерживать его в надлежащем виде могли только за счет федеральной казны. Как объяснила гендиректор Росгосцирка Фарзана Халилова, "внесенные изменения в 39 закон позволят Росгосцирку строить с регионами взаимовыгодные экономические отношения". В каждом конкретном случае они будут строиться по-разному. Есть регионы-доноры, но есть и дотационные регионы: первые могут оказать и безвозмездную помощь циркам, а со вторыми можно вступать в партнерские взаимовыгодные формы сотрудничества. Например, в здании цирка могут проходить какие-то социально значимые для города или региона мероприятия.
Политика Минкультуры — каждому дому по именитому хозяину, начатая в прошлом году громкими, а зачастую и скандальными назначениями звездных руководителей в театры и цирк — продолжилась и в 2013 году. Артист с безупречной творческой репутацией, гражданин мира, гуру лицедеев Вячеслав Полунин стал худруком петербургского Цирка на Фонтанке. В наследство от прежнего руководства всенародно любимый Асисяй получил здание в аварийном состоянии, которое закроется на капремонт предположительно в январе, и старорежимный коллектив, боящийся всяческих экспериментов. Добро пожаловать на Родину, Вячеслав Иванович! В истории с возвращением Полунина во всей своей загадочности проявилась русская душа — пока артист работал за границей, его коллеги от зависти лопались: "а чего это он — то по всему миру разъезжает, то на своей мельнице под Парижем кайфует, а мы тут прозябаем". А как вернулся — стали гнать: быстренько состряпали обращение к федеральным властям с просьбой снять худрука-реформатора, мол, беспокоимся, что "началось активное "освоение" заработанных цирком средств", беспокоимся, "что цирк потеряет статус семейного". Артистов также волновало, не будет ли Полунин, много лет проработавший с Cirque du Soleil, выступать против номеров с животными.
Новый худрук ответил в духе кота Леопольда — "ребята, давайте жить дружно" — и, не таясь, рассказал, каким он видит будущее цирка. Полунин заверил, что животные в цирке будут. В новогодней программе, например, выступят лошади, голуби, попугаи, черные вороны, собаки, верблюды. Кроме того, Полунин предложил создать ассоциацию дрессировщиков, "которая разработала бы кодекс, определяющий систему взаимоотношений человека и животного в цирке, и систему контроля за его исполнением". Худрук пообещал, что будет приглашать лучшие в мире коллективы. Конечно, эксперименты будут, для этого даже создан специальный отдел безбашенных придумщиков, на чьем счету организация многих крупных международных проектов.
Что характерно, Минкультуры поддержало полунинские идеи, в том числе и установку временного цирка-шапито на время реконструкции здания на Фонтанке. Но тут восстали петербургские власти, а именно комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга. Комитет "посчитал неуместным расположение шапито рядом с церковью Спаса Нерукотворного образа, в которой отпевали Александра Сергеевича Пушкина". Полунину было предложено посмотреть другие места. Ни один из предложенных вариантов объективно не подошел. История не закончилась, и будет очень обидно, если Асисяй снова вынужден будет "рассмотреть места" в другом городе, другой стране.