Рейтинг@Mail.ru
Выбор РИА Новости: главные события 2013 года в цирке - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выбор РИА Новости: главные события 2013 года в цирке

Читать ria.ru в
Дзен
Значительными событиями уходящего года стали изменение порядка финансирования региональных цирков, а также скандальное назначение Вячеслава Полунина художественным руководителем Цирка на Фонтанке.

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Светлана Вовк. Для российского цирка уходящий год стал буквально переломным — был принят закон, который фактически спас многие региональные цирки от разрушения: документ разрешил местным властям финансово поддерживать их, несмотря на федеральное подчинение. Не менее заметным событием стало возвращение в Россию Вячеслава Полунина, которое, впрочем, не все восприняли с единодушной радостью.

Здание Российской государственной Цирковой Компании (Росгосцирк), архивное фото
Росгосцирк планирует отремонтировать региональные цирки за 5-6 лет
Регионам разрешили тратиться на цирк

В этом году был принят закон, которого много лет ждали региональные государственные российские цирки и их "мама" — Российская государственная цирковая компания (Росгосцирк). На государственном сухом языке это радостное событие звучит так: президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", принятый Государственной Думой 20 сентября 2013 года и одобренный Советом Федерации 25 сентября 2013 года. Выражаясь понятным обывателям языком, закон этот дает региональным властям право вкладывать деньги в реконструкцию, ремонт, закупку оборудования для цирков, которые, собственно, в этих регионах и находятся, но являются федеральной собственностью. Здания цирков во многих регионах не ремонтировались по 40 лет, из Москвы, из головного офиса Росгосцирка, эти железобетонные полуразрушенные громадные коробки не видно, а вот местные жители — детишки и их родители вряд ли испытывают желание зайти в такой вот цирк. Росгосцирк по мере сил и возможностей давал деньги на ремонты и технику своим провинциальным филиалам, но на 41 стационарный цирк средств, выделяемых из федерального бюджета, катастрофически не хватало — ведь помимо ремонта, нужно и новые программы создавать, и зарплаты артистам платить, и переезды оплачивать, и животных покупать и кормить. Многие губернаторы и мэры давно были готовы помочь отреставрировать цирки, находящиеся на их территориях, да еще и, как правило, в центрах городов. Но права такого не имели — имущество федеральное, значит, и поддерживать его в надлежащем виде могли только за счет федеральной казны. Как объяснила гендиректор Росгосцирка Фарзана Халилова, "внесенные изменения в 39 закон позволят Росгосцирку строить с регионами взаимовыгодные экономические отношения". В каждом конкретном случае они будут строиться по-разному. Есть регионы-доноры, но есть и дотационные регионы: первые могут оказать и безвозмездную помощь циркам, а со вторыми можно вступать в партнерские взаимовыгодные формы сотрудничества. Например, в здании цирка могут проходить какие-то социально значимые для города или региона мероприятия.

Вячеслав Полунин в цирке на Фонтанке
Ряд сотрудников Цирка на Фонтанке просят сменить худрука Полунина
Злоключения Асисяя в России

Политика Минкультуры — каждому дому по именитому хозяину, начатая в прошлом году громкими, а зачастую и скандальными назначениями звездных руководителей в театры и цирк — продолжилась и в 2013 году. Артист с безупречной творческой репутацией, гражданин мира, гуру лицедеев Вячеслав Полунин стал худруком петербургского Цирка на Фонтанке. В наследство от прежнего руководства всенародно любимый Асисяй получил здание в аварийном состоянии, которое закроется на капремонт предположительно в январе, и старорежимный коллектив, боящийся всяческих экспериментов. Добро пожаловать на Родину, Вячеслав Иванович! В истории с возвращением Полунина во всей своей загадочности проявилась русская душа — пока артист работал за границей, его коллеги от зависти лопались: "а чего это он — то по всему миру разъезжает, то на своей мельнице под Парижем кайфует, а мы тут прозябаем". А как вернулся — стали гнать: быстренько состряпали обращение к федеральным властям с просьбой снять худрука-реформатора, мол, беспокоимся, что "началось активное "освоение" заработанных цирком средств", беспокоимся, "что цирк потеряет статус семейного". Артистов также волновало, не будет ли Полунин, много лет проработавший с Cirque du Soleil, выступать против номеров с животными.

Новый худрук ответил в духе кота Леопольда — "ребята, давайте жить дружно" — и, не таясь, рассказал, каким он видит будущее цирка. Полунин заверил, что животные в цирке будут. В новогодней программе, например, выступят лошади, голуби, попугаи, черные вороны, собаки, верблюды. Кроме того, Полунин предложил создать ассоциацию дрессировщиков, "которая разработала бы кодекс, определяющий систему взаимоотношений человека и животного в цирке, и систему контроля за его исполнением". Худрук пообещал, что будет приглашать лучшие в мире коллективы. Конечно, эксперименты будут, для этого даже создан специальный отдел безбашенных придумщиков, на чьем счету организация многих крупных международных проектов.

Основатель театра Лицедеи Вячеслав Полунин
Полунин ответил на требования уволить его из Цирка на Фонтанке
Цирковые посетовали и на то, что Полунин, может, и хорош в своей клоунаде, но с цирковым делом слабо знаком. Как в воду глядели — худрук задумал после реконструкции сделать не только классический манеж, но и арену-сцену, где зрители будут располагаться с трех сторон, водный цирк и тому подобное. Также этот человек с пугающе неиссякаемой фантазией и энергией предложил создать школу режиссеров цирка (мастерская Валентина Гнеушева), школу клоунады, малое шапито на 300 мест и помочь в развитии детским цирковым студиям.

Что характерно, Минкультуры поддержало полунинские идеи, в том числе и установку временного цирка-шапито на время реконструкции здания на Фонтанке. Но тут восстали петербургские власти, а именно комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга. Комитет "посчитал неуместным расположение шапито рядом с церковью Спаса Нерукотворного образа, в которой отпевали Александра Сергеевича Пушкина". Полунину было предложено посмотреть другие места. Ни один из предложенных вариантов объективно не подошел. История не закончилась, и будет очень обидно, если Асисяй снова вынужден будет "рассмотреть места" в другом городе, другой стране.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала