МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Вера Копылова. Театральный год ознаменовался громкими назначениями и отставками, скандалами на сценах и за кулисами и пожарами, пожарами, пожарами.
Дворцовые перевороты: смена театрального караула
Все громкие сценические скандалы года были связаны со сменой руководства в репертуарных театрах. Неспокойная труппа Московского драматического театра имени Станиславского, у которой традиционно не складываются отношения с новым начальством, с 2011 по середину 2013 года работала под художественным руководством Валерия Беляковича, ранее возглавлявшего Театр на Юго-Западе. В начале марта Белякович обнаружил за кулисами театра свою фотографию с проколотыми глазами. И уже в июле стало известно, что у Театра имени Станиславского — новый худрук. Им был назначен режиссер Борис Юхананов, ученик Анатолия Васильева. Театр закрыт, готовится к открытию в обновленном виде, которое запланировано на весну 2014 года, под новым названием — Электротеатр "Станиславский". Наименование отсылает к прошлому театра, когда в этом здании находился электрокинотеатр. Известно, что в труппе есть недовольные и новым руководством тоже.
В области музыкального театра самые яркие события и премьеры были связаны с юбилейными датами. 200-летие со дня рождения Вагнера ознаменовалось знаковыми премьерами: "Новая Опера" представила "Тристана и Изольду", а в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко впервые за всю историю театра появился "Тангейзер". Оба названия до нынешнего года отсутствовали в московской афише.
100-летие со дня премьеры балета "Весна священная" отметили как новейшими постановками (Саши Вальц в Мариинском и Татьяны Багановой в Большом), так и классическими версиями, показанными в рамках фестиваля ГАБТа "Век "Весны священной".
В год своего 180-летия Михайловский театр в Санкт-Петербурге выдал целую серию высококачественных работ, из которых, безусловно, в историю оперы войдет постановка "Билли Бада" Бриттена (к 100-летию композитора) и "Евгений Онегин" в режиссуре Андрия Жолдака. В Мариинском театре к 60-летию Валерия Гергиева и открытию Новой сцены Родион Щедрин создал одно из своих лучших произведений — оперу "Левша".
Драматический же театр в уходящем году был умеренно щедр на громкие премьеры. Два "анфан террибля" русской режиссуры — Кирилл Серебренников и Константин Богомолов — не могли молчать и поставили по несколько спектаклей, о которых до сих пор не может забыть публика. Серебренников в первой половине года осуществил несколько постановок ("Идиоты", одноименная картина Ларса фон Триера, "Пробуждение весны"). Все спектакли, как и все, что делает Серебренников, вызвали отчаянные споры. Что до Богомолова, то два его спектакля в МХТ имени Чехова прошумели в начале года и в конце. "Идеальный муж. Комедия" в феврале свел с ума и его поклонников, и противников. А ноябрьские "Карамазовы", кажется, свели с ума и его самого. Оба спектакля — провокация на пределе, эксцентрика и страсть, веселая злость и никакой пощады чистоплюям. Даже худрук театра Олег Табаков не выдержал и предложил как-то "причесать" "Карамазовых". Закончилась история увольнением Богомолова по собственному желанию. А "Идеального мужа" посетили "гости" — православные активисты во главе с Дмитрием Энтео. Сорвать постановку у них не получилось, снять Табакова с должности худрука — тоже, а спектакли Богомолова идут с аншлагами.
Театр на Таганке: попытки альтернативы
Театральный сезон начался со скандалов в Театре на Таганке и ими же закончился. Театр, оставленный Юрием Любимовым в июле 2011 года, в начале марта оказался и без директора. Валерий Золотухин был назначен на эту должность департаментом культуры, но уволился с нее по состоянию здоровья. Меньше чем через месяц он ушел из жизни после тяжелейшей болезни. Любимов заявил в интервью "МК", что продолжает считать своего бывшего артиста предателем, хотя жалеет о нем: "Мы пошлем ему венок от моего семейства". Тогда же в марте Любимов сообщил, что планирует запретить Театру на Таганке играть спектакли, им созданные. По его словам, актеры не поддерживают спектакли в достойном состоянии. В этом случае театр лишился бы львиной доли репертуара. Коллектив во главе с новоназначенным директором Владимиром Флейшером согласился снять спектакли только по решению суда — но Любимов не подавал в суд, поэтому пока все остается как есть.
"Гоголь-центр": терпение и труд
В начале февраля открылась новая театральная площадка Москвы — "Гоголь-центр" под руководством Кирилла Серебренникова. Весь уходящий год театр функционировал так разнообразно и благодаря этому успешно, что за это время немного забылось, насколько драматическая история стоит за образованием "Гоголь-центра". Скандальные события (от снятия худрука Сергея Яшина до протестных митингов труппы, от смерти на фоне переживаний актрисы труппы Людмилы Долгоруковой до избиения нового директора Алексея Малобродского) вошли в хроники 2012 года. А 2013 год начался с новой страницы истории этого театра.
На открытии "Гоголь-центра" побывали не только VIP-персоны из мира классического театра вроде Галины Волчек или Сергея Юрского. В первом спектакле приняли участие и самые активные противники нового театра, к примеру, Светлана Брагарник, и даже старейшая актриса театра Майя Ивашкевич. После того, как "Гоголь-центр" начал полноценную работу, страсти поутихли. Сегодня публичные конфликты на этот счет остались только в отзывах на театральных сайтах в интернете.
В 2013 году "Гоголь-центр" стал площадкой, радикально отличающейся от замкнутого репертуарного театра, который был на этом месте прежде. Публика помолодела в три раза. Оригинально оформленные интерьеры, кафе N, работающее с утра до поздней ночи, книжный магазин с необычным ассортиментом, "добрый" ящик для вещей бездомным, кино-, книжные и музыкальные программы — все это превратило "Гоголь-центр" не только в театр, но и в место для встреч. При этом театр остался театром. За год в репертуаре появилось несколько спектаклей, номинированных на крупные премии и ставших громкими, неоднозначными событиями: "Братья", "Идиоты", "Митина любовь", "Страх", "Пробуждение весны" и другие.
Успех Серебренникова как худрука культурного центра не изменил представление о нем как о провокативном режиссере. Некоторые приверженцы репертуарного театра продолжают считать его разрушителем русского театра. Между тем Серебренников вошел в состав Цеха столичных деятелей культуры при Мосгордуме наряду с Александром Ширвиндтом, Светланой Немоляевой, Марком Захаровым и другими. Кроме того: как стало известно РИА Новости, в ноябре Москву посетили представители Авиньонского фестиваля для составления русской программы на Avignon-IN. В числе московских спектаклей, отсмотренных ими, был именно спектакль "Гоголь-центра" "Идиоты" в постановке Серебренникова.
Уход года
За время ее работы Театр имени Маяковского смог не потерять Миндаугаса Карбаускиса — в его конфликте со старым директором департамент культуры принял сторону худрука, и все, судя по постоянно появляющимся премьерам, разрешилось хорошо. Театр имени Пушкина обрел ребрендинг, новый стиль и нового директора — теперь собирает переаншлаги. Центр имени Мейерхольда открыл не только Школу театрального лидера, но и многое сделал для будущих профессионалов театра. А "Гоголь-центр" изменил восприятие молодежью сценического искусства, создав прецедент молодого, радикального, свободного театра.
Репертуарный театр Москвы так и не перешел на контрактную систему за это время. Иначе говоря — ничего с русским репертуарным театром, за который все так боятся, не случилось. Он жив и работает, причем куда более успешно, чем раньше, поскольку принял порцию молодой крови, молодых людей театра. Любая проблема — пожары, ремонты, конфликты — находила отклик. Хотя ни одно, кажется, из революционных изменений, принадлежащих авторству Шерменевой, не прошло без обсуждения злыми языками. Одним из последних для нее как для представителя департамента скандалов стала история с Театром на Таганке. Безымянные представители труппы, недовольные программой юбилея Таганки, ее молодыми исполнителями и, конечно, департаментом культуры, обрушили на противников всю грязь, на которую может быть способен театр.
Евгения Шерменева уволилась по собственной инициативе. Приведет ли ее уход к тому, что театральная ситуация откатится на 10 лет назад? Прогнозировать трудно. "Самое большое сожаление — это сформулированные, но не принятые в реализацию идеи по свободным площадкам, по системам обеспечения исполнительского искусства", — написала Шерменева в своем блоге на Snob.ru.
Пожары года: прощание со старыми усадьбами
Все крупные пожары в столичных театрах, случившиеся за минувший год, происходили в исторических зданиях со старой электропроводкой и деревянными перекрытиями. Таких незащищенных и недостаточно оснащенных с противопожарной точки зрения театров в Москве много.
Театральную молодежь, студентов РАТИ-ГИТИС в Малом Кисловском переулке потряс пожар, произошедший в здании в марте. Площадь возгорания составила 500 квадратных метров. Жертв и пострадавших не было. По данным МЧС, причиной пожара стало короткое замыкание. Очаг возгорания находился на чердаке, где складировались декорации. Здание сильно пострадало. Позже стало известно, что наибольший вред зданию нанесла вода, а не огонь. При тушении пожара пострадал реквизит, костюмы, декорации ко многим учебным постановкам студентов.
Весной и летом в здании проходил ремонт, учебный процесс при этом не прерывался. Однако, поскольку многие аудитории были непригодны для учебы, лекции проходили, в том числе, в свободных помещениях близлежащего Театра имени Маяковского, в одной из средних школ и на других площадках. К 1 сентября все последствия возгорания были ликвидированы. Сегодня в здании ничто не напоминает о пожаре, хотя недостача реквизита и костюмов продолжает восполняться до сих пор.
Страшнее прочих горел театр "Школа современной пьесы". Огонь вспыхнул под техническим пультом управления в большом зале 3 ноября, где в полдень должен был начаться спектакль "Вредные советы" по одноименному произведению Григория Остера. Около 300 человек были эвакуированы. Площадь пожара составила 500 квадратных метров. Здание сильно повреждено и требует капитального ремонта, частично пострадали декорации и реквизит. В ходе тушения пожара помещения были залиты водой и пеной, сквозь проломленную кровлю большого зала несколько дней капал дождь.
Но пожар парализовал работу театра под руководством Иосифа Райхельгауза ненадолго. Многие театры предложили "Школе современной пьесы" свою помощь и помещения для работы. Так, в декабре спектакли театра показывались в "Гоголь-центре", в Театре Маяковского, в "Школе драматического искусства", в центре "На Страстном" и на других площадках. Сейчас "Школа современной пьесы" ожидает решения мэрии о том, как будет проходить реконструкция. Театр надеется на возможность долгожданной постройки нового здания близ старого.