Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

"Оттепель" и раздражение

Критика сериала "Оттепель" объясняется нежеланием смириться с условностью художественного изображения, считает Юрий Богомолов.

Вслед за волной восторгов по поводу сериала "Оттепель" со стороны профессиональных критиков поднялся вал претензий и неудовольствий, высказанных в соцсетях.

Как профессиональная критика, так и самодеятельное искусствоведение любят заниматься двумя проблемами: а) насколько фильм или спектакль соответствует классическому литературному источнику, если мы имеем дело с экранизацией, или б) насколько достоверны обстоятельства, факты, персонажи, если перед нами художественное сочинение, снятое на основе исторического материала. Это практически две спортивные дисциплины, в которых все чувствуют себя непререкаемыми авторитетами.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Архивное фото
Жириновский предложил снять с эфира сериал, герои которого много курятГерои сериала "Оттепель" на Первом канале практически непрерывно курят, хотя на самом деле сигарета вовсе не была неотъемлемым атрибутом того периода, считает Жириновский.
"Оттепель" терзают на предмет исторической подлинности. Покрой одежды не тот, и сама одежда не та, и вешалка, что в прихожей у Хрусталева — из Икеи. Курили, мол, не так дымно, пили не столь интенсивно. Герои не похожи на своих прототипов. И так далее.

В претензии — не только отцы с детьми, но и внуки, которым бы хотелось гордиться своими дедами и дядьями, а гордиться вроде бы и не получается: все они какие-то ущербные.

Даже очень взрослые люди с гуманитарным образованием не всегда могут смириться с условностью художественного изображения. У одних не получается психологически преодолеть рампу, другие ни в какую не соглашаются с ее иллюзорностью.

Бывали случаи, когда зрители претендовали на роль не только очевидцев сочиненного зрелища, но и на непосредственных его участников.

В "Броненосце "Потемкине" едва ли не самая впечатляющая сцена — та, где на взбунтовавшихся матросов набрасывают брезент перед тем, как их расстрелять. Возникает образ слепой массы, мечущейся по палубе броненосца. После триумфа фильма нашлись матросы, что рассказывали о своих переживаниях под этим брезентом.

В реальности обреченных на расстрел не накрывали брезентом. Брезент стелили им под ноги, чтобы не запачкать палубу кровью. Режиссер же накрыл матросов для предельной образной и смысловой экспрессии.

Возвращаюсь к "Оттепели". Недоумение на грани раздражения у некоторых комментаторов вызвал возраст главного героя Виктора Хрусталева — 36 лет. Тут же путем двух правил арифметики зритель вычислил, что в пору войны у него был вполне призывной возраст. И, вероятнее всего, ему довелось повоевать, а по герою этого не скажешь. В фильме не видно, что он человек войны. Или, по крайней мере, — с войны.

И вообще у него нет прошлого, словно он родился в 1961-м году, аккуратно на оттепельной проталине. Самое смешное, что так оно и есть. А самое важное, что это очень важно.

***

Река времени в художественных берегах течет по особым законам. Довольно давно я написал диссертацию на тему "Проблемы художественного времени на телевидении". И затронул вскользь другие искусства. В частности, театр. Пьеса Гоголя "Женитьба" начинается с реплики Подколесина: "Вот опять мясоед пропустил". Что означало: наступил пост. А в пост не венчают. Стало быть, ему, надворному советнику, собравшемуся непременно жениться и в последний момент испугавшемуся, не было никакой нужды прыгать в окно. Он мог спокойно и с достоинством покинуть дом Агафьи Тихоновны, выйдя в дверь. Тем не менее, он, рискуя головой и прочими частями тела, прыгнул.

Что это — накладка классика?

Виктор Шкловский, с которым я имел возможность общаться в ту пору, на мое недоумение заметил, что беллетристы часто бывают вольны в своих отношениях и с календарями, и с часовыми механизмами. И тут же привел пример. Если читать внимательно текст "Анны Карениной", то можно будет заметить, что беременность героини длится что-то около полутора лет.

© UPI Кадр из фильма «Анна Каренина»
Кадр из фильма «Анна Каренина»

Так что это — нечаянная накладка классика? Или есть тут своя художественная логика?

Разумеется, логика есть. Художник все готов бросить в топку художественной выразительности. Дело-то в том, что время — такой же прием, как и цвет, и свет, или ракурс. Чтобы сдвинуть лежачий камень в виде Подколесина, конвульсивно подвижный Кочкарев организует вихрь, которым увлекаема эта тяжеловесная, неподвижная субстанция. Все должно быть вдруг и сразу — и сватовство, и женитьба. И жениху остается только физически вывалиться из стремительного потока времени.

Вите Хрусталеву в "Оттепели" 36 лет только по причине того, что его бывшей жене 33 года. А 33 ей для того, чтобы она могла полноценно комплексовать по поводу своего возраста: она уже не так молода, а ничего славного и стоящего не сделано, ролей в кино нет и не предвидится, и личная жизнь не складывается.

И правы те из блогеров, что замечают: герои — все одногодки, все родились в 1961-м году. То есть в пору Оттепели. Они и есть шестидесятники.

Оттепель — их колыбель. То есть не их непосредственно, а их морали, их чувств… В том числе и гражданских чувств.

Авторы заперли своих персонажей в 1961-м и наблюдают за тем, что за поколение варится в соку мосфильмовской студии.

Кино для них — купель, в которой происходит непонятное таинство приобщения к каким-то более высоким и более живым радостям.

*** 

Что еще бросается в глаза: жизнь за кадром была артистам, да и всей съемочной группе, в удовольствие. И, возможно, в какой-то степени стала для них наукой. Недаром все рабочие моменты съемок и последующего времяпровождения сняты с такой теплотой и даже, я бы сказал, с нежностью.

Они хорошо относились друг к другу. Еще лучше — к кино. А пуще всего возлюбили его кухню. 

Новое поколение артистов, — Анна Чиповская, Виктория Исакова, Яна Сексте, Евгений Цыганов, Светлана Колпакова, Александр Яценко, — всматривается в старое поколение персонажей, героев не нашего времени, с противоречивыми, я думаю, чувствами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала