Бизнес-образование становится все более востребованным среди российских студентов и действующих менеджеров. О том, что входит в его программу и чему нужно научиться, чтобы в будущем стать топ-менеджером, рассказал РИА Новости первый замдекана Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ), директор программ МВА Игорь Баранов.
— На днях стало известно, что школа вошла в престижный образовательный рейтинг Financial Times. Что этот рейтинг дает школе?
— Действительно, мы стали первой российской школой, которая попала в этот рейтинг. У Financial Times существует несколько образовательных рейтингов. В сентябре этого года наша программа магистратуры Master in International Business заняла 65 место в рейтинге магистерских программ мира этого авторитетного издания. Сейчас они оценили всю школу. Мы заняли 74 строчку среди лучших школ Европы. Ключевой показатель рейтинга — карьерное продвижение выпускников и удовлетворенность работодателей.
Что это дает нам? У нас обучаются студенты из дальнего зарубежья (на программах магистратуры — 15%), и благодаря вхождению в рейтинг магистерские программы становятся для них более привлекательными. Абитуриенты всего мира обращают большое внимание на позиции школы в этом рейтинге. Так что чем выше мы будем в нем оценены, тем больше студентов к нам приедет, тем более интернациональным будет получаемое у нас образование. На прошлой неделе мы представили Попечительскому совету ВШМ СПбГУ проект основных направлений стратегии школы до 2020 года.
Одним из ключевых показателей успешности, согласно этому документу, будет повышение позиций в рейтинге Financial Times.
— Что еще предусматривает стратегия развития школы до 2020 года? В каком направлении она будет развиваться?
— Пока мы обсуждали только общее стратегическое видение и миссию нашей школы на период до 2020 года, сама стратегия еще требует уточнений. Но в целом в области образования упор делается на развитие постбакалаврских программ: магистратуры, программ Executive MBA, корпоративных программ МВА для обучения управленческих команд компаний-заказчиков и, наконец, executive education — краткосрочных программ для руководителей. Именно в сегменте программ для руководителей мы должны в разы повысить масштаб своей деятельности и присутствие на рынке.
Высшая школа менеджмента — факультет одного из ведущих университетов страны, Санкт-Петербургского государственного университета. Мы должны не только передавать знания, но и создавать их. Мы достаточно большое внимание уделяем развитию прикладных исследований — в том числе, обобщению управленческих практик и изучению среды, в которой оперирует бизнес. К этой компоненте нашей деятельности относится и программа подготовки учебных кейсов. Сейчас мы являемся крупнейшим в Восточной Европе производителем оригинальных кейсов, которые регистрируем и публикуем в международном The Case Centre на английском и на русском языке, причем эти кейсы используются не только нами, но и бизнес-школами и компаниями различных стран мира. В части научных исследований и разработки кейсов мы планируем продолжить изучение практики ведения бизнеса на развивающихся рынках, выйдя за границы Российской Федерации.
С точки зрения внешнего позиционирования, наше отличие, как нам представляется, должно состоять в том, что мы не просто школа, которая учит делать бизнес в России, а школа, которая может дать представление, как в принципе делать бизнес на крупнейших развивающихся рынках. Это направление во все большей мере востребовано и российскими компаниями в процессе их международной экспансии.
— Игорь Николаевич, расскажите, что вообще входит в понятие "современное бизнес-образование"?
— На мой взгляд, формула бизнес-образования давно определена — это сочетание практики и науки управления. При этом надо иметь в виду, что практика управления не должна преподаваться просто как личный опыт выступающего, который поработал на каком-то одном или нескольких предприятиях. Это должно быть обобщение практики многих компаний, чтобы выделить ключевые факторы успеха или неудач. Только при таком балансе академического и практического подхода на каждой программе и в каждом курсе бизнес-образование может отвечать потребностям современных менеджеров.
— А какое образование должен получить менеджер, который хочет занять топовую позицию?
— Менеджеры могут закончить бакалавриат, магистратуру, аспирантуру по бизнес-образованию и, конечно, MBA и краткосрочные программы — это портфель из пяти категорий программ. Топ-менеджер, в идеале, должен пройти как минимум одну из этих программ. Как правило, это программа уровня MBA (Executive MBA), либо программы, рассчитанные уже на опытных менеджеров — то, что называется advanced management programs, которые являются частью портфеля краткосрочных программ (executive education). Главное, надо помнить, что полученные знания надо постоянно обновлять при продвижении по карьерной лестнице и в процессе развития самой компании. Так что современное бизнес-образование — фактически постоянный процесс обучения, для которого школы бизнеса предлагают широкий набор программ, способных удовлетворить самые разные потребности.
— Кто должен входить в преподавательский состав вуза, который предоставляет качественное бизнес-образование? Можно ли научить студентов быть гарантированно успешными в их деле?
— Состав должен был сбалансирован между теми, кто занимается научными исследованиями, имеет возможность обобщать практику бизнеса, и теми, кто может рассказать кейсы успеха конкретных компаний (как правило, это баланс между штатными и приглашенными преподавателями, выступающими с гостевыми лекциями).
Но и штатные преподаватели школы должны иметь опыт в бизнесе. Я не имею в виду опыт руководящей работы, как правило это опыт консультационной и экспертной деятельности. В среднем у преподавателя, который работает у нас, скажем, пять лет, появляется опыт работы с более чем десятком компаний как у руководителя проектов, выполняемых на их базе, не говоря уже об опыте консультанта и эксперта. Это очень прочная база для того, чтобы обобщать практики бизнеса и быть убедительным в глазах студентов и слушателей — опытных топ-менеджеров. И наконец, важен интернациональный состав преподавателей: при 63 штатных преподавателях, к нам ежегодно приезжает около 20-30 приглашенных иностранных профессоров из ведущих школ мира.
— Прошел уже почти год с того момента, как президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин стал деканом Высшей школы менеджмента СПбГУ. Каких заметных успехов Школа достигла за это время?
— За год произошло достаточно много изменений. Глава ВТБ Андрей Костин был выбран деканом нашей школы в конце 2012 года. Безусловно, его многолетний опыт работы на посту руководителя одного из крупнейших банков России, тесные связи с крупнейшими российскими компаниями помогли ВШМ выйти на новый этап развития школы, повысили ее статус в профессиональном сообществе.
В 2012 году мы логично закончили выполнение прежней стратегии тем, что школа получила институциональную аккредитацию EQUIS (European Quality Improvement System), первую на постсоветском пространстве и третью в Восточной Европе. С приходом Андрея Костина в 2013 году ВШМ приступил к созданию глобального бренда. Это подразумевает более тесную работу с корпоративными партнерами по поддержке отдельных программ развития, в первую очередь — научных исследований. Возобновляется программа развития преподавателей, которую мы эффективно проводили, но совершенно на другом уровне. Эта программа включает и возобновление найма иностранных преподавателей в штат СПбГУ.
Кроме того, ученый совет СПбГУ принял решение о создании на базе нашего факультета института с тем же названием Высшая школа менеджмента, что позволит делегировать больший объем полномочий на уровень школы. Это шаг создаст условия для более качественной координации работы всех подразделений и, в конечном счете, для дальнейшего повышения качества наших программ.