Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Четверть века без "Бурана"

© РИА Новости / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкСоветский орбитальный корабль "Буран" отмечает двадцать пять лет полета
Советский орбитальный корабль Буран отмечает двадцать пять лет полета
Константин Богданов подводит итоги легендарного проекта космического корабля "Буран".

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

25 лет назад на орбиту в первый и последний раз отправился космический корабль "Буран". История полета советского челнока описана неоднократно, и останавливаться на ней смысла нет. Но хотелось бы понять: зачем все это вообще было нужно и что с "Бураном" делать теперь?

Кому и зачем был нужен "Буран"

Постановка к проектированию "Бурана", осуществленная в 1970-х годах, включала четыре основных проблемы, которые должен был решать корабль, и три из них носили сугубо оборонный характер. Советский челнок проектировался в первую очередь как военная система, а возможное гражданское применение шло "в нагрузку".

Шаттлы уходят на пенсию: корабли, их биографии и миссии
Шаттлы уходят на пенсию: космические челноки и их биографии1 февраля исполняется 10 лет с момента катастрофы шаттла "Колумбия". Космический корабль, выполнявший свой 28-й полет, разрушился при входе в плотные слои атмосферы. После трагедии с "Колумбией" американская программа "Спейс Шаттл" просуществовала еще восемь лет, а затем была закрыта.
Для этого имелись все основания — и внешние, и внутриотраслевые. Разработка Соединенными Штатами "шаттла", вызвавшая к жизни ответно-симметричную программу "Бурана", воспринималась как еще один шаг Вашингтона к милитаризации космоса. И нельзя сказать, что это была паранойя Кремля: военное применение "шаттлов" вполне планировалось.

Однако СССР и США находились в принципиально разных условиях по развитию инфраструктуры гражданской пилотируемой космонавтики. Штаты утилизировали остатки программы "Аполлон" в виде станции "Скайлэб" и более не имели никаких технических систем для орбитальных полетов человека. Проект многоразового "космического самолета" по факту был для них воссозданием гражданской космонавтики с возможностью военного применения.

Орбитальный корабль Буран после приземления
Орбитальный корабль многоразового использования "Буран""Буран" — первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР. Разработка орбитального коробля "Буран". продолжалась более 10 лет.
Советский Союз на тот момент уже обладал системами для орбитальных полетов, которые с доработками летают в космос до сих пор. Это ракеты-носители "Союз", пилотируемые космические корабли "Союз" и, с конца 1970-х годов, автоматические грузовики "Прогресс". Опираясь на эти технологии, можно было довольно свободно планировать загрузку рутинными гражданскими задачами "Бурана", отдавая приоритет оборонным.

Чего не могли позволить себе американцы, которые были вынуждены летать на орбиту на "шаттлах". Насколько это оказалось допустимо и удобно? Достаточно вспомнить истории запусков международных экипажей на МКС российскими же "Союзами". Отечественная система доставки, по сути, выиграла у американской.

"Буран" как зеркало научно-технической революции

Был ли "Буран" каким-то фантастическим прорывом, похороненным под обломками советской империи? Или, как считают некоторые, оказался опоздавшим представителем тупиковой ветви космонавтики?

Самолет АН-225 Мрия с космическим кораблем Буран в полете
"Советский "Буран" превосходил шаттлы по всем показателям"Многоразовый корабль "Буран" опередил своё время, говорится в аналитическом докладе экспертов Всероссийского НИИ авиционных материалов (ВИАМ), подготовленного к 25-летнему юбилею со дня запуска.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что разрабатывался не столько сам "Буран", сколько система "Энергия-Буран". В отличие от системы запуска американского "шаттла", носитель "Бурана" имел самостоятельное значение — и едва ли не более важное.

Сверхтяжелый носитель "Энергия", создаваемый под целый класс задач, но в том числе — и под "челнок", мог выводить на низкую орбиту около 100 тонн полезной нагрузки. Перспективная и более мощная версия "Вулкан" по проектированию должна была выводить 200 тонн.

Кстати, "Энергия" летала дважды — и с "Бураном" лишь во второй раз. В первый раз, в мае 1987 года, она выводила на орбиту загадочный аппарат "Полюс" ("Скиф-ДМ") — массогабаритный макет будущей боевой космической станции "Скиф" (весом 77 тонн). К сожалению, неудачно: ошибка в наладке коммутационной схемы привела к тому, что аппарат рухнул в Тихий океан.

Другой вопрос, что под возможности "Энергии" с трудом верстались задачи: в Союзе не было такого количества тяжелых орбитальных аппаратов. Еще не было. Но наличие носителя позволяло создавать их парк.

Советский орбитальный корабль Буран. Архивное фото
Космонавты должны были на орбите шпателем латать обшивку "Бурана"В СССР 15 ноября 1988 года были проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран". После старта он вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.
А вот сам "Буран" в этой системе, несмотря на очевидную уникальность целого ряда технологий и решений (чего стоила одна только система автоматической посадки), выглядел уже не то чтобы бедным родственником, но, по крайней мере, равноправным по важности элементом.

Потому что кроме него на "Энергию" в будущем планировалась масса весьма прелюбопытных претендентов. И чисто военных, и гражданских: для тяжелых спутниковых платформ и аппаратов дальнего космоса. Но — не срослось. И "Энергия-Буран" осталась этаким "белым слоном" так и не родившегося будущего.

Копия или оригинал

Бытует мнение, что советский челнок полностью скопирован с американского. Из этого делаются выводы разной степени обобщения, иногда прямо-таки космического масштаба.

Конструкторы "Бурана", в частности его "отец" Глеб Лозино-Лозинский, никогда не скрывали широкого заимствования компоновочных решений у американцев. Более того: сама постановка задания на проектирование содержала целый ряд требований "сделать как у американцев". Так что во внешней схожести кораблей ничего криминального не было.

Вместе с тем, челноки существенно отличались. Так, в планируемый лимит полезной нагрузки не удалось впихнуть маршевые двигатели, поэтому "Буран" летал без них. Но его объединенная двигательная установка обеспечивала довыведение на орбиту и позволяла довольно активно ее менять.

Разработка более тяжелых носителей должна была позволить реализовать полномасштабный проект "космического самолета". В эскизе он тянул на 120 тонн массы, а летавший "Буран" был сокращен до максимальной взлетной массы в 105 тонн, чтобы вписаться в ограничения "Энергии" (в своем первом полете "Буран" весил 79 тонн).

Разными были и возможности. "Шаттл" сажают вручную, "Буран" имел систему полностью автоматической посадки. Также "Буран" мог возвращать с орбиты большую полезную нагрузку, чем "шаттл" (20 тонн против 14).

Что же касается технологий, материалов и прочего — здесь говорить о заимствовании смысла не имеет. Советский оборонно-космический "хайтек" в пике максимального напряжения выдал целый ряд превосходных решений, в том числе по части новых материалов.

Идя следом за американцами, советские инженеры сумели разработать свыше 600 новейших технологий, которые, к сожалению, по большей части повисли в воздухе.

Каковы перспективы "Бурана"

Евгений Каблов
"Умные" материалы обеспечат надежность летательных аппаратов будущегоПо словам академика Евгения Каблова, будущее авиастроения - за интеллектуальными материалами, которые смогут менять конструкцию исходя из условий окружающей среды.
Многоразовые космические системы, как пилотируемые, так и нет, похоже, минули тот этап, когда идея "космического самолета" была безальтернативной.

Нынешние проекты многоразовиков, что американские, что наши — это с компоновочной точки зрения те же самые "Союзы", только большие, в перспективе — с посадочными двигателями, и защищенные достаточно, чтобы сходить с орбиты целыми и летать туда снова.

На нынешнем уровне технологий неуклюжие, плохо управляемые на входе в атмосферу "космопланы" выглядят куда менее привлекательно, чем эти бодрые "ведра", зашитые теплоизоляцией. Не говоря уже об экономике всего этого хозяйства.

"Буран" сегодня и завтра

Каковы перспективы системы "Энергия-Буран"? Начать надо сразу с грустного.

Новый руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко. Архивное фото
Глава Роскосмоса призвал использовать опыт создания ракеты "Энергия""Энергия" - это уникальная ракета. Отвергать тот опыт и те возможности было бы в высшей степени неправильно, считает Остапенко.
"Энергия-Буран" ныне технологически невосстановима: кооперация, выстроенная в 1980-е годы, утрачена по критическим участкам практически полностью. То, что с большим трудом потянул Советский Союз, нынешняя Россия просто не сумеет собрать. Ко всему прочему, как мы сказали, это уже не нужно: приняты другие решения, космонавтика пошла иным путем.

Что еще остается? Остаются памятники.

Небезызвестный "Буран" из московского парка Горького — это всего лишь один из полноразмерных макетов, использовавшийся для отработки воздушной транспортировки "челнока". Но оставались и реальные корабли.

Евгений Каблов
Академик Каблов: кварц для "Бурана" везли из БразилииО том, как отечественные ученые и инженеры обеспечили челнок надежными "доспехами", РИА Новости рассказал гендиректор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академик РАН Евгений Каблов.
К сожалению, исторический "челнок", побывавший в космосе, погиб в мае 2002 года в Казахстане после обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на 112-й площадке Байконура. Его остатки, равно как и остатки хранившегося там же экземпляра ракеты "Энергия", растащили на сувениры, а то и просто на металлолом. По некоторым данным, кое-какие узлы (в том числе макеты двигателей РД-0120) были проданы Китаю.

В музее Байконура стоит второй образец, он, как и первый летный, является собственностью Казахстана. Еще два изделия (четвертый и пятый) были представлены технологическим заделом, который частично разобрали в 1990-е годы в Тушино, а частично до сих лежит там.

Третий образец не был доделан и длительное время лежал в Тушино, пока в 2011 году его не перетащили на территорию ЛИИ им. Громова в Жуковский, чтобы отреставрировать и в дальнейшем выставлять на авиасалоне МАКС. И, в принципе, это последняя возможность сделать из настоящего космического корабля памятник уникально красивому проекту "Бурана".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала