МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Надежность и безопасность летательных аппаратов в будущем можно обеспечить, в числе прочего, благодаря использованию в их конструкции "умных" материалов, меняющих свои свойства в зависимости от условий окружающей среды, считает гендиректор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик Российской академии наук Евгений Каблов.
Двадцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, свой первый испытательный полет успешно выполнил советский многоразовый космический корабль "Буран" системы "Энергия-Буран". В оснащении корабля участвовали специалисты ВИАМ.
"Многолетняя отечественная и зарубежная практика показывает, что более 80% инновационных, прорывных разработок в ведущих отраслях промышленности и других секторах экономики базируется на внедрении новых материалов и технологий. Судя по всему, эта взаимозависимость сохранится и на перспективу", — сказал Каблов в интервью РИА Новости.
По его словам, будущее авиастроения — за интеллектуальными материалами, которые смогут менять конструкцию исходя из условий окружающей среды. "Тогда, например, самолет станет подобен живому организму, обладающему нервной системой, и как птица никогда не свалится в штопор", — пояснил Каблов.
Теплозащитные разработки
Специалисты ВИАМ создавали для "Бурана" материалы тепловой защиты.
"К слову, сегодня в ВИАМ разработаны новые теплозащитные материалы, но при этом с еще более высокими свойствами, которые могут быть использованы в различных отраслях отечественной промышлености и ОПК", — сказал Каблов.
"Также сегодня нами решается одна из важнейших задач — разработка технологий контроля состояния конструкций из полимерных композиционных материалов с помощью оптоволоконных систем встроенного контроля, в том числе после ударного воздействия", — добавил он.
Как объяснил академик, это необходимо "для повышения безопасности эксплуатации особо нагруженных элементов из полимерных композиционных материалов, что, безусловно, важно в авиационно-космической сфере, судостроении, строительстве, и многих других, где все шире используются композиты". Читайте полный текст интервью >>