НОВОСИБИРСК, 15 ноя — РИА Новости, Григорий Кроних. Корреспонденты РИА Новости прошлись по дворам домов Красного проспекта Новосибирска в зоне запрета парковки и узнали, как жильцы спасаются от хлынувших внутрь кварталов автомобилей. А также посетили платную механизированную стоянку, которую власти называли решением проблемы дефицита парковочных мест.
Парковочные карманы на Красном проспекте были ликвидированы два месяца назад, остановка у обочин запрещена. За счет этого крайняя правая полоса выделена под общественный транспорт. По оценкам властей, это стало правильным решением — обычно стоящий в пробке на Красном проспекте транспорт, наконец, начал двигаться.
Заборы и закрытые окна
Утро буднего дня. На самом Красном проспекте припаркованных машин, конечно, меньше, чем раньше. Но все же есть. Еще есть те, кто останавливаются, высаживают пассажиров и отъезжают. Это тоже нарушение. И за подобные факты, зафиксированные камерами, уже многие владельцы авто получили "письма счастья". Камеры — не единственная гроза автомобилистов. В зоне запрета "орудуют" и эвакуаторы. Но сейчас их не видно. Идем во дворы…
Софья Соломонова, жительница дома №27 по улице Орджоникидзе, осторожно оглядываясь, выходит из придомовой ограды на внутриквартальную дорогу: тут беспрестанно едут машины. Она недовольна тем, что машины паркуются близко у дома не только из-за того, что не пройти, — через окна вместо свежего воздуха в квартиру поступают выхлопные газы. Да и шум постоянный, приходится жить "наглухо закупоренными".
У ее дома установлены ворота, правда, сейчас они открыты. Жительница поясняет, что в таком положении они находятся большую часть времени.
"Ворота поставили — а вот "скорая" к нам приедет — мы же кому-то должны звонить, чтоб ворота открыть! Неудобно со всех точек зрения, — возмущается собеседница. — Наш начальник ТСЖ это для себя сделал, а нам это не нужно…". Опять же, если за закрытыми воротами окажется "чужой" автомобиль… тоже беспокойство.
Владимир из дома №8 по улице Державина считает, что парковки во дворах скоро запретят. А пока жильцы его дома решили установить от "чужаков" шлагбаум. "Покупая машину, человек должен осознавать, какую ответственность он на себя берет. Машины не должны стоять где попало, загораживать проезд, например. Или во дворе под старым деревом, которое может упасть", — поясняет он.
"В Париже шикарные подземные парковки — по 30 евро за сутки. Это дорого, но если оставишь машину на улице, сразу полицейский подойдет со штрафом — другая система", — говорит Владимир, добавляя, что скоро так должно стать и у нас.
Владимир сам автолюбитель, но держит машину не во дворе, а на подземной парковке. По его мнению, такие парковки — это единственный реальный выход, поскольку даже механизированные стоянки занимают место на поверхности.
Встреченный во дворе дома по адресу Красный проспект, 59, Константин рассказал, что он сам автомобилист и сам паркуется во дворе. Но он здесь живет, поэтому считает, что ставит автомобиль во дворе по праву. А ликвидация парковочных карманов вынудила жильцов установить ограждение. Получалось, что он и соседи стали оставаться без мест для парковки в собственном дворе.
По его словам, чужих машин во дворе стало процентов 70. Поэтому решили поставить забор и ворота.
"Мы все сделали грамотно: провели собрание, приняли решение. Но понятно, что местные бабушки платить за него не будут, им все равно, чьи машины тут стоят. Более того, и автовладельцы не все платят, потому что знают, что мы не можем им перекрыть въезд и будем вынуждены выдать ключи. Так что оплачивают ворота около двух десятков человек из всего большого дома. Но что делать?", — сетует он.
Другие встреченные во дворах жильцы также высказывали недовольство. Почти все отметили, что и раньше к ним заезжали "чужие" автомобили, но теперь их стало столько, что пешеходу почти не осталось места и, например, маме с коляской из подъезда просто не выйти.
А иногда пробки образовываются во дворах, когда не могут разъехаться те, кто уезжает и заезжает. "И начинают водители гудеть, ругаться, орать друг на друга", — рассказывает один из местных жителей.
Еще один из собеседников — мужчина, выгуливающий собаку, делился, что знает о случаях, когда приезжие автомобилисты ломают шлагбаумы, чтобы заехать во двор. "Теперь, наверное, еще и камеры надо ставить, охрану нанимать. Мы ни в чем не виноваты, а вынуждены защищаться", — говорит он.
Нельзя, но очень надо
Александр говорит, что проблема парковок вдоль проспекта его не волнует — он здесь надолго не останавливается. Зато, отмечает собеседник, транспорт на Красном проспекте стал двигаться гораздо быстрее.
А вот водитель Станислав, идущий забирать автомобиль из соседнего двора, сетует, что ему часто приходится оставлять машину за квартал-другой от цели и ходить пешком. "Машина не моя, и я не хочу рисковать получить штраф, — поясняет собеседник. — Чтобы припарковаться во дворах вдоль Красного проспекта приходится подождать, но лучше потерять десять минут, чем нарваться на эвакуатор".
Еще один водитель, Евгений, возится в багажнике машины, забитом коробками. Он, как и Александр, привозит товар в офис. Говорит, что после того, как убрали парковочные карманы, машин во дворе дома №49 на Красном проспекте, где вход в офис, стало значительно больше.
"Раньше всегда можно было разгрузиться рядом, сейчас приходится останавливаться в соседнем дворе или на улице и таскать коробки. А карманы парковочные — они особо и не мешали, может быть, стоило их дальше на тротуар вывести, все равно там людей много не ходит — только в День города, да 9 мая. Но в эти дни движение вообще перекрывают. Так что в целом стало намного неудобнее", — считает он.
По словам водителя, парковаться на проспекте продолжают, несмотря на эвакуаторы, которые он видел трижды за последний месяц.
Наталья и Анна, приехавшие на одной машине и припарковавшиеся у обочины улицы Державина, говорят, что не заметили исчезновения парковочных карманов на Красном, а во дворах и на прилегающих в проспекту улицах всегда было трудно парковаться.
"Машин становится все больше, поэтому если парковки сокращают, то это плохо", — считает Наталья. Она признается, что и сама иногда вынуждена нарушать правила парковки.
Машины по полкам
Ликвидация "карманов" привела к сокращению 184 парковочных мест. Представители мэрии заявили, что дополнительно изыскали 208 машиномест, расположенных вдоль Красного проспекта, которые должны были компенсировать потери. Правда, большинство из них новосибирцы использовали для парковки и раньше. В основном они расположены на середине Красного проспекта и всегда заполнены.
Но построенная два года назад механизированная парковка за Домом быта действительно пустовала. Еще в сентябре директор компании-инвестора проекта "Сиб-Лувр" Игорь Верба оценивал ее заполняемость в 15%.
Оценить на первый взгляд сегодняшнюю заполняемость трудно — все места не видно. Парковка состоит из 14 уровней, машины на них хранятся, как на полках. Два подъемных механизма поднимают и опускают машины к двум выездам.
Но дежурящий в крохотной каморке с пультом оператор парковки, представившийся Сергеем, рассказал, что с момента ликвидации карманов машин сюда стало заезжать больше. "Плюс еще мотивируют эвакуаторщики", — добавил он.
Механизированная парковка рассчитана на 56 автомобилей. Сергей пояснил, что если раньше за сутки парковалось около 30 машин, потом 50-70, то сейчас доходит до 100.
"Клиенты парковки самые разные, — рассказывает собеседник, — кто-то на "Жигулях" заезжает, а на улице, смотришь, Porsche мостится, жалеет 50 рублей". Улица Романова, рядом с парковкой, действительно заставлена автомобилями самого разного достоинства.
Час на механизированной парковке стоит 50 рублей, хотя еще в сентябре Верба называл цифру 11 рублей за час.
"Зимой заполняемость вырастет еще, — уверен Сергей. — Кто-то зимой не ездит и просто хранит здесь машину, кто-то на время командировки или отпуска оставляет. В прошлом году мы даже в очередь записывали на две-три недели вперед". Длительное хранение машины стоит в первые сутки 400 рублей, в последующие — по 300.
По словам Игоря Вербы, первая парковка обошлась компании в 37 миллионов рублей. В планах "Сиб-Лувр" построить в центре еще три механизированные парковки. Однако подробности проектов пока не озвучены.