Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реформа МВД по Кудрину: не все концы с концами сходятся

Сергей Петухов попробовал разобраться, за чей счет Комитет гражданских инициатив предлагает реформировать МВД.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Глава Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин презентовал концепцию реформы МВД. Полиция в результате этой реформы должна стать "клиентоориентированной", и ее клиенты смогут рассчитывать на то, что расследование преступлений перестанет быть формальным.

Примерно то же самое обещали нам перед последней по счету реформой российского МВД 2011 года, когда милицию переименовали в полицию и сократили численность ее сотрудников на 22%. Но, как признал новый глава МВД Владимир Колокольцев, по крайней мере первый этап этой реформы не оправдал всех возлагаемых на нее надежд.

Чтобы начинать новую реформу при еще не завершенной предыдущей, нужны очень веские основания. Одно из таких оснований, о котором говорят эксперты КГИ, бесплатность (точнее, проведение их реформы в рамках уже существующего бюджета правоохранительных органов), вызывает большие сомнения.

За первый год своей работы Комитет гражданских инициатив выступил с целым рядом серьезных экспертных оценок и заключений, по-разному встреченных специалистами. Вот и концепция новой реформы МВД многими экспертами встречена скептически.

Бесплатная реформа?

Реформа делит полицию на федеральный, региональный и муниципальный уровни, а само МВД упраздняет. Точнее, констатирует, что "в сохранении МВД как самостоятельной структуры в ходе предлагаемой реформы не имеется необходимости".

Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, архивное фото
Колокольцев не поддерживает идею создания муниципальной полицииКолокольцев считает, что любая дополнительно введенная структура, как правило, расширяет управленческий аппарат и потребует дополнительных ассигнований.
По содержательной части реформы, предлагаемой КГИ, уже высказались эксперты, политологи и глава МВД Владимир Колокольцев.

Министр прокомментировал ее коротко, сказав, что она "потребует дополнительных ассигнований", которых у ведомства на сегодня нет.

Между тем, в концепции КГИ говорится, что преимущество их реформы как раз в том и состоит, что "ее принципом является отсутствие дополнительных финансовых расходов".

Цена реформы МВД является ее ключевым вопросом, лишних денег в бюджете действительно нет. Премьер Дмитрий Медведев уже предупредил, что министерствам придется отвыкать от просьб о дополнительном финансировании.

Таким образом, если министр Колокольцев прав, и денег на очередную реформу МВД нет, то, по большому счету, нет и смысла ее обсуждать. Совсем другое дело, если дополнительных расходов налогоплательщиков реформа не потребует, как обещают в КГИ.

Но тогда, наверное, прежде всего надо разобраться, как именно КГИ собирается реформировать МВД "за бесплатно".

На шестой день

Проект кардинальной реформы МВД появился на сайте КГИ 11 ноября, на шестой день после того, как министр Колокольцев своим приказом №888 от 5 ноября 2013 года утвердил новый состав Общественного совета при своем министерстве. Там, в списке членов совета под № 18 появился председатель Общероссийской общественной организации "Комитет гражданских инициатив" Алексей Кудрин.

Однако, как подчеркивает сам экс-министр финансов, концепция не родилась шесть дней назад, это проект, над которым долго трудились "эксперты КГИ из Института проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета в Санкт-Петербурге во главе с Вадимом Волковым в сотрудничестве с фондом ИНДЕМ (Георгий Сатаров)".

Выступающий спикером и лицом этого проекта "Алексей Кудрин — в первую очередь российский гражданин, а во вторую — экономист" — так выразился о себе в третьем лице глава КГИ, презентуя реформу МВД.

Клиент всегда прав

Кратко суть гражданской составляющей проекта реформы состоит в следующем. Усиление подотчетности полиции местному населению, снятие препятствий для регистрации всех преступлений сделает полицию более "клиентоориентированной" и приведет к "постепенной деформализации расследования". 

Председатель президиума "Офицеры России" о необходимости привлечения новых профессионалов в МВД
11 ноября 2013, 19:12
Для этого необходимо создать на базе МВД, СК и ФСКН полиции трех уровней: муниципальную, региональную и федеральную, действующие в едином правовом поле, но организационно автономные друг от друга и ответственные перед гражданскими властями соответствующего уровня, а также местными сообществами. "МВД как отдельное федеральное ведомство упраздняется, его функции перераспределяются полициям разных уровней и другим ведомствам".

Вот, собственно, и вся гражданская составляющая реформы. Должно быть примерно так, как в Америке: муниципальная полиция, полиция штата и ФБР.

Но интереснее всего в проекте как раз его экономика.

Среднеразвитая полиция

По данным Института проблем правоприменения, численность полиции в России сегодня составляет 547 полицейских на 100 тыс жителей, а бюджетные расходы на одного полицейского — 20,4 тыс долларов.

В развитых странах (Западная Европа и США) численность полиции находится в интервале 155-370 на 100 тыс; в среднеразвитых (Южная и Центральная Европа) этот показатель составляет 200-450.

Задачу достичь цифр развитых стран реформаторы из КГИ не ставят. Цель — среднеразвитые страны. "За счет сокращения непрофильных функций удельная численность полиции и удельное финансирование должны быть приближены к уровню стран Центральной и Восточной Европы: 400-450 полицейских на 100 тысяч населения; около 40 тысяч долларов в год на одного полицейского".

Как это сделать в рамках существующего бюджета МВД?

Закон сохранения бюджета полиции

Повысить бюджет вдвое, как это предлагает КГИ, легко. Достаточно сократить штат полиции пополам. Но как раз этого КГИ не предлагает, а предлагает сократить численность полицейских до 400 — 450 на 100 тысяч населения, то есть на 22-27%.

Как этого достичь, экспертам КГИ предельно ясно: "Приватизация вневедомственной охраны сократит полицию на 125 тыс, в результате чего ее удельная численность снизится с 547 до 449 человек на 100 тыс".

Но на этом экономическая конкретика в проекте реформы МВД по Алексею Кудрину, заканчивается. Дальше из текста концепции трудно понять, на чем еще можно сэкономить.

Перевод внутренних войск в состав Минобороны, так называемых "непрофильных" ведомств и служб типа ФСКН, разрешительных служб, надзора над несовершеннолетними и т.п. в другие ведомства облегчит бюджет МВД, но одновременно ровно на столько же обременит бюджеты Минобороны и прочих ведомств. Какой будет выигрыш для госбюджета в целом, не сказано — вероятно, потому что его не будет.

"Сокращение других подразделений (ОБЭП, штабов, инспекций ПДН и др.) должна привести к дальнейшему снижению численности и росту удельного финансирования", — сказано в концепции реформы КГИ.

Но одновременно придется создавать штабы для полиции новых уровней — региональной и муниципальной. И если бы только штабы, им здания придется строить. Об этом как раз напоминает Владимир Колокольцев.

Гражданская арифметика

Где взять дополнительные резервы для экономии, в концепции КГИ сказано вполне определенно: "Для приближения параметров удельной численности и удельного финансирования полиции к уровню стран Южной и Восточной Европы необходимо дальнейшее сокращение численности полицейских сил с одновременным увеличением инвестиций в техническое оснащение, подготовку и социальное обеспечение за счет средств, высвобождающихся после сокращения численности".

Но тут возникает резонный вопрос. Если после увольнения всей вневедомственной охраны численность полиции как раз достигнет вожделенного уровня среднеразвитых стран Южной и Восточной Европы — 450 полицейских на 100 тыс населения, то куда же сокращать дальше? Ведь по концепции КГИ этого делать нельзя, иначе полиция у нас будет как в развитых странах. Даже переводить внутренние войска в Минобороны нельзя, правоохранителей станет меньше, чем заявлено в концепции. 

В общем, создается впечатление, что под заявленными целями реформы КГИ четкого экономического обоснования нет. Во всяком случае, его нет в том тексте проекта реформы, который представлен. Возможно, эксперты просто не выложили свои расчеты в интернет, а нам предлагается поверить им на слово.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала