МОСКВА, 8 апр — Прайм. Минфин в очередной раз заявил, что лишних денег нет и нельзя стимулировать экономику только госсредствами, однако вместо традиционного ответа, что изыскать деньги все-таки придется, получил поддержку премьер-министра РФ практически по всем пунктам своего консервативного подхода к госрасходам.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
На заседании расширенной коллегии Минфина в понедельник глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что министерствам надо отвыкать просить дополнительное финансирование на свои программы, реструктуризация долгов регионов должна происходить лишь в крайнем случае, а долговую политику страны, проводимую Минфином, назвал разумной и призвал сохранять показатели долговой устойчивости страны на низком и безопасном уровне.
Долой расточительство
Министр финансов начал свое выступление на годовой коллегии с того, что напомнил, куда завела ряд европейский стран расточительная бюджетная политика. "В текущем году наблюдается рецессия в еврозоне. Нельзя исключить обострение кризиса в Испании и Италии. Расточительной бюджетной политикой эти страны загнали себя в тупик. Необходимость же сокращения бюджетных расходов приводит к дестабилизации", — отметил министр.
И Медведев, и Силуанов не могли пройти мимо тревожных симптомов в российской экономике: за два первых месяца промпроизводство в РФ упало на 1,5%, а рост экономики в целом составил всего 0,9%. Ответа на вопрос, что же делать, чтобы переломить тенденцию, нет до сих пор, хотя экономические ведомства ломают копья, споря о мерах по стимулированию российской экономики еще с прошлого года.
В принципе, можно выделить две основные позиции в дискуссии о том, как оживить "спящую" экономику. Первая, которую активно отстаивает Минфин, — это стимулирование предложения, то есть проведение структурных мер в области рынка труда и капитала, защиты собственности и развития финрынка. Вторая позиция, которой придерживается Минэкономразвития, кроме мер по стимулированию предложения, включает в себя и активное стимулирование спроса, то есть смягчение денежно-кредитной политики, и в первую очередь определенное снижение процентных ставок и сохранение стабильных темпов роста кредитов предприятиям, а также смягчение бюджетной политики, в том числе через госзакупки и госинвестиции.
Силуанов, как приверженец политики стимулирования предложения, не мог не прокомментировать ее на коллегии своего ведомства. "Конечно, государство является серьезным источником спроса, но какой спрос нужен, чтобы в конечном счете не стимулировать импорт и рост цен? Нельзя раздувать неэффективные расходы, не влияющие на темпы экономического роста. Сегодня вообще ситуация другая: у нас проблемы не со спросом, проблемы с предложением", — сказал министр.
Он отметил, что деньги в экономике есть, однако нужны инвестпроекты и предложение, чтобы эффективно эти средства вкладывать. "Создаем институты развития с огромными остатками средств, капитал по-прежнему уходит в значительных размерах. Деньги есть, мы готовы инвестировать средства ФНБ и пенсионные накопления на возвратной основе, но нужны инвестиционные проекты", — сказал Силуанов.
По его словам, накачивая спрос бюджетным деньгами при перегруженных мощностях, возникает ситуация, когда стоимость объектов, дорог, инфраструктуры оказывается выше мировых аналогов. "То есть одним увеличением государственного спроса проблему не решить. Нужны структурные меры в области рынка труда и капитала, защиты собственности и развития финрынка", — сказал министр.
О том, что надо сокращать расходы и повышать их эффективность, говорил сегодня и премьер-министр. В частности, он сообщил, что расходы на закупку товаров для государственных нужд в 2014 году будут снижены на 5%. "Здесь я рассчитываю на взвешенную позицию Минфина", — сказал Медведев.
Жить надо по средствам
Основные параметры госпрограмм должны выполняться за счет базового, а не дополнительного финансирования, заявил Медведев, отметив недопустимость заявлений о том, что программы могут быть исполнены только при наличии дополнительных средств.
"Нужно отказаться в ближайшее время от того, чтобы использовать в своей аргументации, как это иногда наши министерства делают, тезисы о том, что мы сможем выполнить базовый вариант программ только при дополнительном финансировании", — сказал Медведев. "Основные параметры должны выполняться за счет базового финансирования", — подчеркнул он.
Это полностью перекликается с тем, что уже не один год пытается донести до коллег по кабмину министерство финансов. "Переход к программному бюджету дает больше возможностей ответственным исполнителям программ управлять ресурсами, выделяемыми на отрасль. Надо только этим воспользоваться, а не обращаться за "допами", как раньше… оценка работы министерств как раз должна основываться на том, насколько эффективно осуществляется управление имеющимся бюджетом, а не на том, сколько инициировано предложений о дополнительной потребности в средствах". — отметил, в свою очередь, на коллегии Антон Силуанов.
Впрочем, прежде чем говорить о финансировании госпрограмм, по мнению Силуанова, надо доработать сами программы. Глава Минфина призвал провести полноценное публичное обсуждение этих документов, уточнив не только требуемые расходы, но и цели и индикаторы.
За всё заплатят "Нефтянка" и автомобилисты
Налоговая политика в России должна быть предсказуемой, стимулировать развитие и не загонять бизнес в тень, заявил премьер-министр. "Налоговая политика должна быть предсказуемой, и этим все сказано… Она должна стимулировать к развитию, причем на длительную перспективу", — сказал Медведев, подчеркнув, что эта политика не должна загонять бизнес в тень.
Спустя полчаса практически слово в слово посыл премьер-министра повторил министр финансов. "Налоговая система должна не только выполнять фискальную функцию, но и стимулировать предпринимательскую деятельность", — сказал Силуанов. Правда, и здесь Минфин не отошел от своей роли консерватора и сберегателя. Его глава буквально тут же оговорился, что "не повышая налоговое бремя на несырьевые сектора экономики с одной стороны, нужно создавать условия для привлечения дополнительных доходных источников в бюджеты всех уровней с другой". Источником этих дополнительных поступлений по идее должна стать нефтяная отрасль.
Так, Минфин России предлагает ускорить темпы роста НДПИ на нефть для увеличения наполнения дорожных фондов. "К периоду 2014-2015 годов можно было бы рассмотреть опережающие темпы роста НДПИ на нефть, таким образом, направить субсидии в дорожный фонд. Это пока только внутренние предложения Минфина, они в правительстве еще не обсуждаются", — сказал Силуанов.
С 1 января 2013 года базовая ставка НДПИ на нефть была увеличена на 5,4% — до 470 рублей за тонну. Годом ранее индексация составила 6,4%. До этого уровень ставки налога на добычу нефти долгое время не пересматривался.
Медведев призвал активизировать модернизацию промышленности >>
Дополнительные поступления от опережающего роста ставки НДПИ на нефть Минфин хотел бы направить в дорожные фонды. Однако этой меры будет недостаточно. По расчетам Минфина, в связи с переходом на бензин Евро-4 и Евро-5 дорожные фонды не дополучат около 100 миллиардов рублей за три года. Закрывать эту "дыру" министерство предлагает за счет роста акцизов и повышения НДПИ на нефть. В частности, министерство предлагает в течение трех лет уравнять ставки акцизов на бензин Евро-4 и Евро-5 с акцизами на Евро-2 и Евро-3.
"У нас скоро не останется второго и третьего классов (бензина — ред.), поэтому, если говорить об адекватном налогообложении, у нас сейчас четвертый и пятый класс недоналогообложены. Это была стимулирующая мера, чтобы как можно быстрее переходить на высококлассные бензины и как можно скорее отказываться от второго и третьего классов… Мы говорим о том, чтобы постепенно повышать ставку", — сказал Силуанов в понедельник журналистам. Соответствующие предложения Минфин планирует включить в основные направления налоговой политики РФ на 2014-2016 годы.
Согласно утвержденной в конце прошлого года схеме индексации, акциз на бензин класса Евро-4 в первом полугодии 2013 года составляет 8,56 тысячи рублей за тонну, во втором полугодии 2013 года составит 8,96 тысячи рублей, в 2014 году — 9,416 тысячи рублей, в 2015 году — 10,358 тысячи рублей; на бензин класса Евро-5 — 5,143 тысячи рублей, 5,75 тысячи рублей, 5,75 тысячи рублей и 6,223 тысячи рублей соответственно.
Акциз на бензин класса Евро-3 в 2013 году составляет 9,75 тысячи рублей за тонну, в 2014 году составит 10,725 тысячи рублей, в 2015 году — 12,879 тысячи рублей. Акциз на бензин, не соответствующий третьему-пятому классам, в 2014 году составит 10,1 тысячи рублей за тонну, в 2015 году — 13,332 тысячи рублей.
С долгамии всё в порядке
Еще одним пунктом, по которому мнения главы правительства и министра финансов полностью сошлись, стала долговая политика.
Медведев ставит задачу сохранить разумную долговую политику России >>
Медведев в понедельник заявил, что нынешняя российская политика в сфере государственного долга разумна, это конкурентное преимущество страны надо сохранить. Он напомнил, что российский госдолг сейчас составляет около 10% от ВВП.
Величина государственного долга к ВВП в условиях бездефицитного бюджета не должна расти, в свою очередь отметил Антон Силуанов. "В условиях бездефицитного бюджета величина долга к ВВП, по нашим прогнозам, не должна расти", — сказал Силуанов.
Таким образом, приоритетом РФ остается сохранение умеренной и безопасной долговой нагрузки. Именно такой подход страна предлагает странам G20 в рамках своего председательства. К сожалению, большинство развитых стран при всем своем стремлении снизить долги пока так и не смогли существенно продвинуться в этом направлении.