МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) в четверг подтвердила уничтожение всего оборудования для производства химоружия, задекларированного властями Сирии. Первый этап химразоружения Сирии, таким образом, завершен.
В распоряжении официального Дамаска, согласно предоставленной ОЗХО информации, находится 1,3 тысячи тонн химических веществ и прекурсоров, используемых для создания химического оружия, а также более 1,2 тысячи неснаряженных боеприпасов. Помимо этого, Сирия предоставила информацию о 41 сооружении, которые расположены на 23 объектах и которые могут использоваться для производства химического оружия.
Первый этап завершен
"Первый этап химической демилитаризации выполнен успешно. Россия поддерживает и всячески способствует выполнению поставленной задачи в те сроки, которые установлены решением ОЗХО и Совета Безопасности ООН. Есть надежда, что, как было заявлено, к середине 2014 года в Сирии будет полностью уничтожено химическое оружие, и к сирийцам вопросов не будет", — заявил РИА Новости источник в российском внешнеполитическом ведомстве.
В пятницу глава совместной миссии ООН и ОЗХО по химразоружению в Сирии Зигрид Кааг встретится в Москве с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым. МИД подтвердил прибытие Кааг, подробностей предстоящей встречи не сообщается.
Эксперты осмотрели 21 объект из 23
"Совместная миссия ОЗХО и ООН проинспектировала 21 из 23 объектов, задекларированных Сирией, и 39 из 41 сооружений, расположенных на этих объектах. Два оставшихся объекта не были проинспектированы по соображениям безопасности. Правительство Сирии утверждает, что эти объекты для производства химоружия заброшены и химоборудование, находившееся там, было перевезено на другие объекты, которые были проинспектированы", — сказано в пресс-релизе.
Эксперты говорят о большом успехе
Как сказал РИА Новости эксперт по Ближнему Востоку, директор информационных программ ПИР-центра Андрей Баклицкий, фактически, на данном этапе получить новое химоружие президент Сирии Башар Асад не может. Два объекта из 23 не были проинспектированы потому, что там ведутся боевые действия. По словам Баклицкого, в настоящее время с повстанцами ведутся переговоры, чтобы эксперты все же смогли посетить оставшиеся 2 объекта.
"Это большой успех. Выдержан первый этап из плана, который с самого начала выглядел очень амбициозным. Таких прецедентов в истории никогда не было. Поэтому было очень важно, чтобы было показано, что план действительно может быть реализован. Стороны сработали на пять с плюсом, и особенно, конечно, ОЗХО", — сказал Баклицкий. По его словам, организация не предназначена для той работы, которой занимается сейчас.
"ОЗХО" — это очень маленькая структура, которая в первую очередь следит за соблюдением договора. Не их задача ездить по странам в ходе гражданской войны и буквально чуть ли не кувалдами разбивать станки по производству и наполнению химического оружия", — сказал собеседник агентства, отметив, что Нобелевскую премию мира организация получила заслуженно.
С Баклицким соглашается и эксперт Владимир Сотников. "Это большое достижение, что удалось уничтожить для начала само оборудование. Но самый сложный этап еще впереди. От того, как он пойдет, будет зависеть вообще сам процесс уничтожения химоружия в Сирии", — сказал Сотников, который является старшим научным сотрудником отдела Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока института востоковедения РАН. По его словам, уничтожить производственное оборудование легче, чем накопленные химические боеприпасы.
"Это (уничтожение боеприпасов) — самый сложный этап, и он-то потребует как раз очень много усилий с технической точки зрения, с организационной, учитывая условия гражданской войны и возможное резкое изменение обстановки", — сказал Сотников. По словам эксперта, график уничтожения слишком оптимистичен и в случае, если произойдет что-то неожиданное, то он может быть не соблюден.