ВАРШАВА, 25 окт — РИА Новости, Евгений Безека. Польские правительственные эксперты опубликовали на специальном интернет-сайте материалы, опровергающие "теорию заговора", согласно которой самолет Леха Качиньского 10 апреля 2010 года разбился якобы из-за взрыва, рассказал в интервью РИА Новости глава Комиссии по расследованию авиационных происшествий Польши Мачей Лясек.
Снижение на опасную высоту
В апреле 2013 года он собрал группу специалистов для подготовки официального доклада о причинах трагедии, в результате которой Польша лишилась главы государства. С тех пор эти эксперты регулярно встречаются с журналистами и общественностью, чтобы развеять сомнения в официальной версии.
"Благодаря этому сайту (faktysmolensk.gov.pl) в одном месте можно будет ознакомиться с документами, которые были собраны и использованы для подготовки доклада. Там будут фотографии, которые использовала в своей работе комиссия (министра внутренних дел Ежи) Миллера. Например, фотографии, на которых видны куски дерева, застрявшие в крыле. Для специалистов, которые читали доклад, ничего этого не требуется. Столкновение с березой — это не причина катастрофы. Причина — это снижение на опасную высоту, преодоление экипажем в силу разных причин определенных барьеров из-за разных обстоятельств", — сказал Лясек.
Самолет польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года при заходе на посадку. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Погибли президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
Польский правительственный доклад, который был опубликован спустя несколько месяцев, в целом содержал те же выводы, что и российский, однако в нем были высказаны некоторые замечания в отношении работы диспетчеров. В польском докладе говорилось также, что одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей не была настроена к полету, а экипаж допустил многочисленные ошибки при заходе на посадку.
"Почти два года мы думали, что работа сделана и никого больше ни в чем убеждать не придется. Специалисты это понимают, у них нет сомнений в причинах катастрофы. А обычный человек, гражданин начал сомневаться, потому что все время ему подавали ложную информацию, давались ссылки на доказательства, которые в большей степени являлись умозрительными иллюстрациями и не были основаны на материале, полученном с самописцев или на месте происшествия", — сказал Лясек.
Работы еще много
Спустя шесть месяцев после начала работы Лясек считает свою миссию далекой от завершения. "С этими альтернативными теориями долго никто не спорил, так что перед нами непростая задача… Вы прекрасно понимаете, что теории заговора не уходят быстро. Поэтому пока нашу работу рано заканчивать. Но решение принимаем не мы: наша экспертная группа действует при канцелярии совета министра", — сказал Лясек о работе своей группы.
"Мы получаем угрозы"
Члены комиссии регулярно получают отклики. Однако не все письма бывает приятно читать. "Бывают слова благодарности за нашу работу, за то, что мы разоблачаем ложь. Есть и менее приятные письма — анонимки с угрозами. Дескать, если продолжите так себя вести, мы с вами поступим так или эдак", — сказал эксперт.
Сбить накал эмоций помогло бы завершение расследования, которое ведут российские и польские правоохранительные органы, полагает Лясек.
"Что бы нам помогло, так это завершение следствия в России и возвращение в Польшу обломков самолета. Часто это используется людьми, которые не понимают определенных процедур, принципа суверенности. Но если бы обломки вернулись, то и наши прокуроры закончили бы расследование и эмоции бы отпали", — сказал он, добавив, что такие расследования не бывают быстрыми.
Российская сторона ранее заявила, что фрагменты разбившегося самолета могут быть переданы Польше после завершения расследования авиакатастрофы, которое ведет Следственный комитет РФ.