АСТАНА, 24 окт — РИА Новости, Ольга Коваленко. Собственная система транзита Таможенного союза, создание которой инициирует Россия, не должна приводить к непризнанию книжек МДП — эти системы могли бы работать параллельно, считает председатель Комитета таможенного контроля министерства финансов Казахстана Госман Амрин.
"Если в рамках ТС появится собственная система, это тоже неплохо, но это не должно быть по принципу "отменяем то и делаем только одно". Это принесет ущерб всем, потому что МДП дает возможность достаточно льготного прохода по территории Евросоюза, где и распространена эта система", — сказал Амрин РИА Новости.
Система МДП (международные дорожные перевозки, TIR) работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме. В России книжки перевозчикам продает Ассоциация международных автоперевозчиков, которую ФТС обвиняет в задолженности перед бюджетом в 20 миллиардов рублей.
Российская таможня планировала с 1 декабря полностью прекратить сотрудничество с АСМАП. Действие книжек МДП уже отменено в четырех федеральных округах. Вместо книжек перевозчики должны предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если автомобиль "потеряется" и не доедет до заявленного грузополучателя. В среду ФТС заявила о готовности к компромиссу по МДП и пообещала в ближайшие дни перестать требовать гарантии при транзите с примерно 1,5 тысяч российских перевозчиков.
"В долгосрочной перспективе можно поддерживать российскую идеологию (о замене в ТС книжек МДП своей системой транзита — ред.), но при том условии, что ее и другие страны — торговые партнеры будут поддерживать", — сказал глава таможни Казахстана. По его словам, Казахстан "не должен ограничивать тех, кто имеет МДП, поскольку мы не ограничены торговлей в рамках Таможенного союза".
За сохранение книжек МДП уже высказались и казахстанские, и белорусские автоперевозчики.