Сказки и легенды разных народов часто рассказывают нам о заброшенных городах. С детства мы слышим о приключениях храбрых героев в забытых крепостях и столицах, затерянных под ярким голубым небом в пустынях, скалах и джунглях. Помним мы и другой известный сюжет — о поиске далеких, счастливых и богатых городов со справедливым правителем, садами и фонтанами. Эти легенды символизируют, как правило, поиски потерянного рая.
Впрочем, каждый воображает себе собственный рай. Чья-то потерянная сказка лежит примерно в 40 километрах от старинного города Агра в индийском штате Уттар-Прадеш. Дорога из Агры упирается в остроконечные стрельчатые арки городских ворот, под ярким голубым небом высится величественная крепость с мощными рядами крепостных стен, мраморными куполами, башнями и дворцами.
К сожалению, очарование на время меркнет при входе в город. Антитеррористические "звенелки", проверка карманов и сумок, билетные кассы, агрессивная атака доморощенных гидов и надоедливых торговцев, а также непрерывно сменяющие друг друга автобусы с шумными иностранцами — в пестрых шортах и с разноцветными зонтиками в руках. Все это напрочь ломает красивую мечту о полном печального достоинства городе-призраке. Но постараемся забыть об этих неприятностях — потомки могольских подданных должны заботиться о своем историческом наследии и как-то зарабатывать на жизнь. Говорят, что еще лет 15 назад, когда Фатехпур-Сикри не был внесен в ооновские реестры, от "незареставрированной" тогда столицы императора Акбара в самом деле захватывало дух.
Итак, все кордоны пройдены, и сказка возвращается. Вы попадаете в огромный двор с роскошным газоном, а гид напоминает вам, что при императоре здесь не росла трава — двор сплошь был устелен дорогими коврами. И вот они — резные ворота, пустые дворцы, мечети, павильоны, восьмиконечные звезды и орлиные гнезда между характерных восточных куполов.
Мечта о наследнике
Теперь Фатехпур-Сикри, похожий на восточные города-сказки, олицетворяет потерянный рай для многих путешественников. Но его строитель — могольский император Акбар Великий не собирался ничего терять — он построил рай персонально для себя. Такой, о каком мечтал.
Дед Акбара, знаменитый полководец Захируддин Бабур разбил в 1525 году войска делийского правителя Ибрагима Лоди и основал Могольскую империю, которая стала самым великим государством Индостана, символом восточного богатства и восточной же деспотии.
Видимо, молитвы Чишти были услышаны. Суфий предсказал падишаху рождение трех мальчиков. Согласно одной легенде, святой принес в жертву собственного маленького сына, чтобы дух его ребенка вселился в будущего принца. Так или иначе, но 30 августа 1569 года у Акбара родился наследник (спустя некоторое время сбылось пророчество и о двух младших сыновьях). Мальчика назвали Салимом в честь самого суфия. Так появился на свет будущий император Джахангир. Счастливый Акбар решил, что будет лучше жить поближе к такому мудрецу, и начал строить свою новую столицу возле деревушки Сикри.
Строительство рая
Император решительно взялся за дело. Он пригласил лучших архитекторов и каменщиков, которые и создали павильоны, дворцы и веранды с изысканной резьбой и орнаментом, с филигранными каменными экранами, покатыми карнизами и куполами в форме зонтиков. Новая столица стала первым построенным по плану могольским городом. План этот — и градостроительный, и мистический (ведь и звезды, и магия должны были охранять новую столицу) — был тщательно, до самой последней мелочи продуман.
Акбар и его архитекторы создали тот самый могольский стиль, знакомый нам по историческим памятникам, старым гравюрам и современным мультфильмам — смесь мусульманской и раджпутской архитектуры (одна из жен императора была раджпутской принцессой). Акбар-строитель создал свой рай из красного песчаника и мрамора. За полтора десятилетия скучный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и сакральное жилище суфийского мудреца. А после удачного похода на Гуджарат Акбар дал своему городу имя Фатехпур-Сикри (град Победы близ Сикри). Величественный город стоит на холме, его охраняют толстые крепостные стены с девятью вратами. Но на самом деле это целых два города — внутри цитадель разделена на жилую и храмовую части.
Город-сад
Жилая часть города называется Даулат-Хана (Обитель судьбы). Здесь расположены павильоны для государственных и частных аудиенций, пятиярусный дворец, игровой двор, дворцы королев и сокровищница. Взгляд сразу же падает на Панч-Махал (пятиярусный дворец), или, как его еще называют, "Ловец ветров". Его украшенные колоннами этажи кажутся ажурными, и каждый следующий этаж по площади меньше предыдущего. Ветер легко гуляет по дворцу, что во времена Акбара, когда не было кондиционеров, было как нельзя кстати.
Рядом с "Ловцом ветров" стоит павильон-беседка. Рассказывают, что она служила одной из первых в Индии женских школ — придворных девушек здесь учили основам грамоты и счета. По другую сторону предполагаемой школы — дворец турецкой жены Акбара. Он украшен арабесками и филигранными каменными экранами, а его крыша покрыта необычной каменной кровлей, имитирующей черепицу.
Говорят, султанша турецкого происхождения попросила сделать для нее каменный барельеф с изображением животных. Такой барельеф и сейчас можно увидеть в ее дворце, но головы животных отбиты, так как исламская традиция не позволяет изображать живые существа. Возможно, панно испортили посетители уже мертвого города.
Акбар не жалел ничего для своих жен. Их дворцы были украшены самой изысканной, детально проработанной резьбой, интересным орнаментом (например, в виде драгоценных серег), балконами и резными каменными ширмами, причудливыми колоннами и куполами. Королевы гуляли по очаровательным внутренним дворикам и террасам. Интересно, что дворец матери императора был отделан золотом и украшен фресками со сценами из персидского эпоса "Хамза-намэ", а также сценами, вдохновленными индуистской "Рамаяной".
Из дворца турецкой королевы открывается вид на квадратный водоем Ануп-Талао, посреди которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него, образуя крест, ведут четыре мостика. Летописец Акбара Абул Фазл писал, что в 1578 году император приказал наполнить Ануп-Талао золотыми, серебряными и медными монетами, чтобы подданные смогли "получить высочайшую щедрость".
Комната грез
Рядом с бассейном расположена личная опочивальня самого императора — Хвабгах (комната грез). Сюда можно подойти и с другой стороны по крытой колоннаде. Постель падишаха возвышалась на постаменте посредине заполненного водой огромного зала. Так решались сразу две проблемы: Акбар получал столь желанную в этих местах прохладу и дополнительную систему безопасности, ведь любой посторонний, попав в воду, был бы услышан. В этой спальне, как и в тайной комнате, что напротив библиотеки Акбара (говорят, что библиотека насчитывала 25 тысяч манускриптов), до сих пор сохранились остатки прежних желто-синих фресок.
В жилой части цитадели Акбар не только спал, но развлекался и принимал посетителей. Между дворцами расположен пачизи-корт (пачизи — индийская настольная игра, в которой шесть каури-раковин, некогда заменявших деньги, используются как игральные кости) — игровой двор, вымощенный плиткой, как шахматная доска. Здесь император играл в игру, похожую на шахматы. Говорят, что вместо фишек-фигур он расставлял на квадраты самых красивых гаремных девушек. Игра могла продолжаться часами, даже несколько дней. Куда там вымышленному роулинговскому квиддичу…
Тем временем падишаха ждали государственные дела. Каждое утро по три часа после рассвета Акбар принимал людей в Диван-и-Аам — месте публичных государственных встреч, где творил правосудие. Императорский трон, закрытый ажурными ширмами, стоял на резной платформе в центральном проеме между колоннами. Напротив павильона, справа от тропинки, ведущей во внутренний двор, находится тяжелое, вкопанное в землю каменное кольцо. Считается, что к нему привязывали государственного слона, который был заодно и судьей: по легенде, когда император сам затруднялся принять решение, кто из двух спорщиков прав, их ставили пред слоном — кого тот первым затаптывал, тот и считался виноватым. Слон этот, кстати, похоронен в Фатехпур-Сикри — под башней Хиран-Минар.
Божественная вера
Личных гостей Акбар принимал в Диван-и-Хас (зал для личных встреч). Здесь тоже смешаны архитектурные стили, а среди изысканной резьбы интерьеров можно отыскать символы сразу нескольких религий. Трон императора располагался на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне в самом центре Диван-и-Хас. Гости Акбара — министры и вассалы — восседали на расходящихся от трона лучах-галереях. Так что в Фатехпур-Сикри была даже "яркая звезда".
Изюминка Диван-и-Хас — тронный столп — центральная осевая линия зала частных приемов. Это колонна держит свою ношу с помощью 36 декоративных консолей, сделанных так, что колонна кажется бесконечно расширяющейся. Она украшена резьбой в гуджаратском стиле с узорами из лотосов и других символов, один из которых, по мнению некоторых, даже напоминает тиару папы римского.
На архитектуре и внутреннем убранстве Фатехпур-Сикри сказались довольно прогрессивные религиозные взгляды падишаха. Акбар не ставил под сомнение верность ислама, однако лояльно относился к другим религиям (даже отменил налог на неисламское вероисповедание, что помогло ему сплотить империю). Более того, он готов был добавить к своей вере учения мудрецов-иноверцев. Дискутируя с мудрейшими представителями разных религий, падишах пытался синтезировать то, что слышал, и многое был готов принять. Так что тронный столп стал архитектурным символом этой идеи Акбара. В резьбе тронной колонны можно найти мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства.
Акбар построил империю с сильной центральной властью, опирающейся на мансабаров (воинов-аристократов) разных вероисповеданий. Когда некоторые мусульманские вассалы падишаха охладели к духовным диспутам с иноверцами и спровоцировали восстание, император безжалостно подавил его. В Индии часто цитируют слова Акбара: "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум" и "Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума, обрекая себя на вечный позор".
Молитвенный город
В сакральную часть Фатехпур-Сикри, чтобы присоединиться к молящимся, Акбар въезжал через Бадшахи-Дарваза (Ворота падишаха). Они украшены стилизованными гранатами, а вершина каждой арки заканчивается бутоном лотоса. Отсюда открывается вид на квадратный двор, Джама-масджид (соборную мечеть) и на духовную доминанту храмовой части города — могилу Салима Чишти, в знак уважения которому и была построена храмовая часть Фатехпур-Сикри.
Мавзолей покрыт белым мрамором и изящной резьбой. Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи. Кенотаф стоит на постаменте, украшенном мозаикой из черного и желтого мрамора. Резные двери ведут в украшенную перламутром внутреннюю могилу.
Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы. Многочисленные паломники (особенно много среди них бездетных семей, которые верят, что Чишти поможет им стать родителями) молятся здесь и привязывают ниточки к резному мраморному экрану мавзолея.
Молиться можно и в соборной мечети, что стоит на самой высокой точке Фатехпур-Сикри. Она состоит из трех помещений, крытых куполами. Места для молитв украшены богатой резьбой с инкрустацией и каллиграфическими надписями.
Войти в сакральный комплекс можно и через Буланд-Дарваза (Великие врата), которые император повелел построить в 1573 году. По-настоящему имперские, с парадной аркой и множеством куполов, они взмывают ввысь на 54 метра. Теперь в этой арке живут пчелы — она облеплена ульями.
Потерянный рай
Говорят, что когда один английский вельможа елизаветинской эпохи в 1584 году посетил Фатехпур-Сикри, он заявил, что увидел город, превосходивший великолепием тогдашний Лондон. Но уже через год роскошную столицу пришлось оставить — по преданию, из города ушла вода. Кто-то говорит, что это случилось в результате землетрясения, а кто-то считает, что так бог наказал Акбара за его грехи и гордыню. Могольские инженеры организовали бесперебойное водоснабжение по специальной системе, воду в которую круглосуточно набирали специальные люди. Но потом и этой воды стало не хватать.
В итоги столица была перенесена в Лахор. А в Городе победы с уходом жителей время остановилось. Те, кто помнит советский фильм про Аладдина, помнят и зачарованный город, куда главный герой ходил за волшебной лампой, город, в котором живут одни тени. Одни тени остались и в Фатехпур-Сикри. Тени бывшего монаршего величия, тень падишаха, старавшегося быть справедливым, тени мудрецов и музыкантов, воспоминания о божественной вере. Акбар потерял свой построенный рай, но в конце жизни он гордо говорил, что "счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное учение и мог дать довольство народу".
Фатехпур-Сикри же превратился в город-призрак, стоящий между маленьких деревень во всем великолепии своих дворцов, мечетей и павильонов. Даже нищие не селились здесь, поскольку без воды в жарком климате Индии выжить невозможно. Только сегодня печальное величие столицы, "более роскошной, чем сам Лондон", нарушают навязчивые туристические автобусы.
Ольга Никушкина