МОСКВА, 15 окт — Прайм. Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в редакции, одобренной согласительной комиссией, поправки в закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ", расширяющие полномочия федерального и региональных бизнес-омбудсменов.
Документ был принят в первом чтении 2 июля и отклонен Советом Федерации 10 июля текущего года. В сентябре в Думе была создана согласительная комиссия по проекту закона.
Сенаторов не устроила норма отклоненного закона, позволяющая бизнес-омбудсмену одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления (МСУ), нарушающих права и законные интересы предпринимателей, приостанавливать действие этих актов до вступления в силу решения суда. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Совфед лишь указал на ряд неточностей, и "никоим образом не оспаривал право уполномоченного выносить предписания о приостановлении ненормативных актов местного самоуправления до решения суда". В новой редакции закона данная норма была сохранена.
Согласно закону, действие ненормативного муниципального правового акта незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом МСУ или должностным лицом МСУ, в случае получения соответствующего предписания уполномоченного при президенте РФ. Об исполнении полученного предписания органы МСУ обязаны сообщить уполномоченному в трехдневный срок.
Закон вводит право уполномоченного посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, а также следственные изоляторы в целях защиты прав обвиняемых, подозреваемых и осужденных по экономическим и налоговым преступлениям. Также уполномоченному дается право отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей омбудсмена.
Устанавливается право уполномоченного участвовать в качестве защитника по делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, вступать в арбитражное дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, а также обжаловать вступившие в законную силу акты арбитражей. Переносится с 1 января 2014 года на 1 января 2015 года дата, с которой уполномоченный и его рабочий аппарат являются госорганом.