Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От национального гимна до саундтрека: вечные оперы Джузеппе Верди

Ко дню рождения композитора Джузеппе Верди проект Weekend разобрался, как итальянский композитор связан с профессором Преображенским, Квентином Тарантино и слезами Джулии Робертс, а также почему его слава не угасает и в 21 веке.

10 октября 2013 года исполняется 200 лет со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди. Созданные им произведения считаются крупнейшим достижением оперного искусства, и даже в современном кинематографе им нашлось применение. В честь юбилея композитора проект Weekend вспомнил 7 гениальных творений Джузеппе Верди и разобрался, почему их популярность даже в 21 веке настолько велика.

Хор из оперы «Набукко»
10 октября 2013, 12:12

1. Хор рабов-иудеев (пленных евреев) из третьей написанной оперы Верди "Набукко" стал одним из самых знаменитых произведений мировой оперы, а также неофициальным национальным гимном Италии. "Набукко", созданная Верди в 1841 году, впервые была поставлена на сцене "Ла Скала" год спустя – и ее оглушительный успех у зрителей ознаменовал поворотный момент в жизни композитора, выдвинув Верди на первый план мировой оперной сцены. Предыдущая поставленная им опера "Король на час" с треском провалилась, а годом ранее Верди потерял любимую жену и двух маленьких детей, и, находясь в высшей степени отчаяния и разочарования, композитор создал феноменальное с точки зрения эпохи произведение: "драму для хора", или "хоральную фреску", как впоследствии назовут ее критики. Ни одно действие "Набукко" не обходится без участия хора, хоровые сцены обрамляют как отдельные акты, так и всю оперу, и именно черты ораториальности передают возвышенный библейский характер оперы, в основе которой лежит сюжет о пленении евреев вавилонянами и отпущении их на родину царем Вавилона Навуходносором. Хор рабов-иудеев, томящихся в плену — Va pensiero — проникнут страшным ожиданием казни и возвышенной скорбью: в своих мыслях пленники уносятся к далекой родине. Впоследствии этот хор исполнит многотысячная толпа, провожая великого композитора в последний путь.

2. Знаменитую мелодию из "Застольной арии", написанной Верди для оперы "Травиата", узнает сейчас почти любой с первых же нот — ее часто используют в рекламных роликах и фильмах. Кстати, в фильме "Красотка" Эдвард (Ричард Гир) ведет Вивьен (Джулия Робертс) в оперу именно на "Травиату", и выбор оперы символичен для фильма – главной героиней в ней является куртизанка (отсюда и название: traviata – "падшая"). Эта история падшей женщины, умирающей от неизлечимой болезни, так глубоко трогает героиню Робертс, что та не в силах сдержать слезы. Будучи человеком импульсивным и темпераментным, Верди не боялся экспериментов, и сам признавался, что ему нравятся "новые, значительные, прекрасные, смелые" сюжеты, и в создании "Травиаты" он выступил новатором – впервые в центральная роль была отведена "падшей женщине".

Изначально трагическая история Виолетты Валери принадлежит Александру Дюма, который воплотил ее в своем романе "Дама с камелиями", однако Верди существенно переработал образ главной героини. Премьера "Травиаты" ознаменовалась скандалом – зрители не были готовы к тому, что на сцене предстанет благородная куртизанка, наделенная душевной чистотой и положительными качествами. А современные костюмы актеров (действие оперы происходит в 19 веке) и вовсе разочаровали публику, привыкшую к традиционным постановкам, рассказывающим о событиях вековой давности. Успех к "Травиате" пришел годом позже, сделав ее одной из самых знаменитых в репертуаре мирового музыкального театра.  Сейчас "Застольная песня" стала своеобразным символом "Трех теноров" — ее исполняли "оперные гении" Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Лучано Паваротти, а также Николай Басков, Роландо Виллазон, Анна Нетребко и другие.

Баллада Герцога из оперы «Риголетто»
10 октября 2013, 12:12

3. "Сердце красавиц склонно к измене, и к перемене, как ветер мая…" — сейчас эти строки, как и мелодия баллады Герцога из оперы "Риголетто", узнаются на "раз-два". Ее исполняют настолько часто (свои версии песенки Герцога представляли Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Николай Басков, Филипп Киркоров, а также "оперный фаворит" Сергей Лемешев), что сложно даже представить искреннее возмущение венецианских цензоров, когда они впервые прослушали это произведение Верди. Первые читатели либретто оперы "Риголетто" сочли текст этой песенки чересчур своевольным и опасным. Впрочем, вольнодумство цензоры усмотрели и в сюжете оперы, основу которой составляла пьеса "Король забавляется" Виктора Гюго. В главных ролях – король Франции Франциск I и его шут Трибуле, причем король наделен качествами отнюдь не лестными, а попросту говоря – представлен распутником (его отношение к женщинам выражается в арии с говорящим названием – "Та иль эта – я не разбираю"). Чтобы избежать обвинений в революционном настрое оперы, Верди перенес место действия оперы в Италию, короля понизил в ранге – тот стал герцогом, дал ему другое имя, а новое имя шута "Риголетто" стало названием оперы.

© Фото : Метрополитен-операКадр из оперы Джузеппе Верди "Риголетто"
Кадр из оперы Джузеппе Верди Риголетто
Марш из оперы «Аида»
10 октября 2013, 12:12

4. Красивая, трагическая история любви полководца египетских войск Радамеса и рабыни Аиды – дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне, сейчас входит в репертуар почти каждой оперной труппы мира. Кстати говоря, именно на "Аиду" все время пытался успеть (ко второму акту) профессор Преображенский из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", и даже напевал мелодию хора из "К берегам священным Нила…". Зрелищность оперы достигалась не только за счет ярких декораций и уникальных костюмов, но также и за счет того, что в процессе показа на сцену выходили верблюды и слоны.  Между прочим, "Аида" стала одной из самых прибыльных опер Верди – за нее композитор запросил гонорар в сумме 30 000 долларов, и за эти огромные по тем временам деньги заказчик получил право лишь один раз поставить самому оперу в Каире, где должна была состояться премьера. Заказчиком выступило египетское правительство — по случаю торжеств, связанных с открытием Суэцкого канала, Верди было предложено написать оперу на национальный египетский сюжет. Композитор согласился не сразу, а только спустя два года, заинтересовавшись сценарием – в его основе лежала легенда, рассказывающая о длительной борьбе фараонов Древнего Египта против Нубии. Одним из самых знаменитых произведений "Аиды" стал "Триумфальный марш", или "Марш победителей", под звуки которого на сцену выезжает предводитель египетских войск Рамадес на впечатляющих размеров колеснице. Большую популярность марш получил отчасти благодаря использованию громоподобных труб.

© Фото : Ken Howard/Metropolitan OperaСцена из оперы "Аида". Метрополитен-опера
Сцена из оперы Аида. Метрополитен-опера

5. Опера "Трубадур" Верди считается величайшим произведением композитора наряду с "Травиатой" и "Риголетто", однако это творение превзошло все остальные оперы по степени запутанности сюжета. Это кровавая романтическая драма с большим количеством любовных интриг и действующих лиц, с непременными поединками, мщениями, ядом и роковыми тайнами. И хотя сюжет оперы основан на реальных фактах, происходивших в Испании в XV веке, повествование ведется не в хронологическом порядке, и многие ключевые обстоятельства происходят либо еще до начала основного действия оперы, либо в период времени, который, как предполагается, проходит между ее действиями. На тему запутанного сюжета "Трубадура" существует даже легенда – будто в одном из миланских кафе уже больше 100 лет хранится бутылка вина, и тому, кто сможет коротко и ясно пересказать сюжет "Трубадура", она и достанется. Несмотря на то, что этот подвиг пока совершить никому не удалось, отдельные произведения из "Трубадура" пользуются большой популярностью. Так, арию трубадура Манрико очень любит петь музыкант Петр Налич.

6. Две последние оперы композитора были написаны на шекспировские сюжеты. Одна из самых красивых арий, созданных Верди, принадлежит героине шекспировской пьесы "Отелло" Дездемоне. Эту оперу композитор создал спустя целых пятнадцать лет после "Аиды"  — лишь в возрасте семидесяти четырех лет, вместе с либреттистом Арриго Бойто, который был давним поклонником творчества Верди, он согласился начать работу над "Отелло".

Сцена и песня Дездемоны из оперы «Отелло»
10 октября 2013, 12:12

В создании либретто Верди принимал активное участие – по его замыслу действие было сконцентрировано вокруг основного конфликта между Отелло и Яго, а мелкие бытовые подробности были опущены. Композитор со свойственной ему проницательностью обрисовал музыкальные портреты героического, но одержимого ревностью Отелло, чистой Дездемоны, коварного и безнравственного Яго. Нельзя не отметить также хоровые эпизоды, дополняющие образы главных персонажей – именно за счет них раскрывается отношение народа к происходящему, — а также оркестр, который создает эмоциональный фон действия. В создании "Отелло" Верди сохранил верность законам реализма, психологической правды, и герои его оперы, как и трагедии Шекспира, – не абстрагированные носители эмоций, а живые люди, чьи переживания и страсти выражает музыка. Премьера "Отелло" в театре "Ла Скала" вызвала шквал аплодисментов и подлинный триумф итальянского национального искусства, а вскоре "Отелло" во всем мире признали наиболее совершенным творением композитора.

7. Вторая часть "Реквиема" Верди  – Dies Irae ("День гнева") – беспокойная, динамичная, тревожная, часто используется современными режиссерами в качестве саундтреков. Например, Квентин Тарантино счел Dies Irae подходящей для сцены с куклусклановцами в фильме "Джанго: освобожденный": атмосферу сцены составляли ночь, горящие факелы, грозный топот лошадиных копыт и жажда мести. Однако немногие знают, чему на самом деле посвящено произведение, так полюбившееся современным режиссерам. "Реквием" создавался как заупокойная месса к годовщине смерти композитора Джоакино Россини. Изначально Верди обратился к "наиболее уважаемым итальянским композиторам", чтобы объединиться для написания "Реквиема", однако написанное произведение так и не было исполнено. Позже композитор решил написать собственный "Реквием" для Россини, и другим поводом для его создания послужила смерть знаменитого писателя Алессандро Мандзони, перед которым Верди преклонялся с юных лет. Первое исполнение "Реквиема" состоялось в годовщину смерти Мандзони, и за дирижерским пультом стоял сам автор. Dies Irae построена на смене эпизодов Страшного суда, полных ужаса и мольбы, и является символом трагического в жизни человека.

Подготовила Анастасия Демченко

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

1. Хор из оперы "Набукко"

2. Баллада Герцога из оперы "Риголетто"

3. Марш из оперы "Аида"

4. Сцена и песня Дездемоны из оперы "Отелло"

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала