Индонезия — четвертая по численности населения страна мира — принимает саммит форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) уже во второй раз.
В 1994 году именно в пригороде ее столицы были сформулированы знаменитые "Богорские цели" организации, объединяющей 21 экономику мира, — требования свободы торговли и открытости для инвестиций.
Корреспондент РИА Новости Михаил Цыганов поговорил с министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, принимающим участие в проходящем на индонезийском острове Бали очередном саммите АТЭС.
- Алексей Валентинович, подходит к завершению год председательства Индонезии в АТЭС. Как Вы его оцениваете с точки зрения российских интересов? На каких направлениях, приоритетах была сконцентрирована работа?
— Я считаю, что это удачный год, и мы заметно продвинулись в укреплении отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Речь идет о работе по обеспечению более свободной торговли с рядом стран этого региона и развитии крупных инвестиционных проектов.
Страны-члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другие страны по обе стороны Тихого океана являются нашими важными партнерами, и мы считаем — и видим это уже по тем документам, которые были утверждены в ходе предшествовавших саммиту встреч на министерском уровне, — что балийский саммит АТЭС станет серьезным продвижением вперед.
- А в целом насколько важна для России работа в форуме АТЭС? Насколько важны и значимы для российской экономики и внешней торговли принимаемые там решения?
— Они очень важны: сам фокус всей мировой политики и экономики сдвигается в сторону Тихого океана, АТР. Все упирается в чистую экономику: просто темпы экономического роста именно здесь дают сейчас основной объем прироста мирового товарооборота и мирового валового внутреннего продукта. А потому установление тесных связей со странами этого региона — механизм, который позволит снять внешние ограничения с российского роста, переживающего сейчас не лучшие времена.
Кроме того, у нас есть особый интерес к развитию связей российского Дальневосточного региона с рядом стран-членов АТЭС, прежде всего, с такими нашими партнерами, как Китай, Япония, Южная Корея. Я только что завершил двусторонние переговоры с министром торговли Республики Корея, где мы обсуждали ряд важных вопросов: развитие железнодорожного сообщения, логистики, контейнерных перевозок, развитие автомобильной промышленности, судостроение, в том числе, специальное: создание платформ для добычи нефти и газа на шельфе… Это крупнейшие проекты, которые создают большое количество рабочих мест и налогооблагаемую базу, а также дают серьезный прирост ВВП стран-участниц.
- Вы участвовали во встрече лидеров с членами Делового консультативного совета АТЭС. Какие вопросы обсуждались и в чем их важность для развития отношений со странами АТР?
— На заседании Делового консультативного совета АТЭС обсуждались важные вопросы, связанные с наилучшими условиями для торговли.
В частности, я сам обсуждал вопрос об использовании в товарообороте локальных валют — это чрезвычайно важное направление потому, что сейчас многие страны, столкнувшиеся с проблемами при использовании резервных глобальных валют, переходят на двусторонние валютные отношения. Например, мы уже имеем такие отношения с КНР, и работаем над тем, чтобы распространить ту же схему на иные страны региона, в частности, Вьетнам и Индию. Это принципиально новое и очень важное направление работы.
- Как проходило обсуждение текущих переговоров в ВТО? Какие основные ожидания от декабрьской Министерской встречи ВТО, которая пройдет здесь же, на Бали?
— На самом деле это очень непростой вопрос, потому что декабрьская министерская встреча должна дать ответ на принципиально важный вопрос: удастся ли нам продвинуться в либерализации мировой торговли в рамках Дохийского раунда, или же мы не сможем там решить проблемы, возникшие вследствие накопившихся трудностей.
В этом смысле на Бали уже идет большая работа в данном направлении, хотя оно не является специальной темой встреч АТЭС, оставаясь, тем не менее, одной из важных тем. Заявленные здесь позиции сторон в части обеспечения режимов наибольшего благоприятствования, либеральных принципов торговли крайне важны, и не скрою, что мы столкнулись на Бали с рядом серьезных проблем. Но, мне кажется, нам все же удалось найти решения, в том числе даже текстуальные.
- Как повлияют на интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион решения, которые будут приняты на саммите АТЭС?
— Это и есть один из этапов интеграции и мы нацелены на нее в максимальной степени. Мы и сами проводили подобные форумы и долго к ним готовились. И в рамках российского Дальневосточного региона, и осуществляемых и планируемых нами инвестиционных проектов, совершенствования инфраструктур, мы просто физически сближаем Россию с АТР развитием структур Транссиба, логистики контейнерных перевозок, авиационного сообщения и информационных систем. И я думаю, что здесь наше будущее также во многом будет зависеть от развития связей.
В частности, развитие зон свободной торговли — это еще одно перспективное направление. Только что завершились переговоры с моим вьетнамским коллегой — его страна работает над созданием зоны свободной торговли с Таможенным союзом в составе России, Белоруссии и Казахстана. Скоро уже будет наша четвертая встреча по этому вопросу, и мы надеемся на быстрое завершение этой долгой и сложной работы.
- Какие российские инициативы удалось продвинуть в АТЭС? Какие направления Вы считаете наиболее выигрышными, перспективными для России?
— Мы уже говорили про проблемы обеспечения транспортной доступности, поэтому снижение ограничений на движение транспорта, обеспечение максимальной свободы движения капитала, труда, идей, технологий — крайне важно для России.
- Если можно, чуть подробнее о том, какие проекты, программы и инициативы, рассматриваемые сейчас АТЭС, будут способствовать развитию российского Дальнего Востока?
— Одним из таких проектов является кардинальная модернизация Транссибирской магистрали, расширение ее пропускной способности. Прямой железнодорожный путь может стать ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это будет мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири.
Очевидно, что таким проектам, как создание с корейскими, японскими и китайскими коллегами мощного таможенно-логистического центра в Приморском крае очень важно обеспечить мощную перевалку грузов, которые сначала будут идти морем, а затем загружать наши железнодорожные магистрали. Поэтому проекты в области транспортировки нефти и сжиженного природного газа — тех товаров, которые являются предметами долгосрочного спроса для наших партнеров, позволят осуществить крупномасштабные идеи на Азиатско-Тихоокеанском рынке. Создание особой экономической зоны в Приморском крае, безусловно, привлечет внимание наших партнеров из числа стран АТР, ведь речь идет и о производстве автомобилей в этом регионе, и о судостроении, и о ряде других отраслей.