Рейтинг@Mail.ru
Капитан парусника "Надежда": бывают морские волки, волчиц не бывает - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Капитан парусника "Надежда": бывают морские волки, волчиц не бывает

© РИА Новости / Константин ВасильевКапитан владивостокского парусника "Надежда" Сергей Воробьев
Капитан владивостокского парусника Надежда Сергей Воробьев
Читать ria.ru в
Знаменитый на весь мир парусник "Надежда" из Владивостока сегодня переживает обновление, и не только в смысле ремонта корпуса и замены снастей. Несмотря на старинную морскую примету, согласно которой женщинам на корабле не место, на борту "Надежды" появляться девушки - курсанты МГУ им. Невельского. Не всем бывалым морякам это нравится.

Один из пяти российских парусников и по совместительству визитная карточка Владивостока — учебное парусное судно (УПС) "Надежда" — отмечает Всемирный день моря в ремонтном доке. Сегодня легендарный фрегат переживает обновление, и не только в смысле ремонта корпуса и замены снастей. Несмотря на старинную морскую примету, согласно которой женщинам на корабле не место, на борту "Надежды" все чаще стали появляться девушки — курсанты МГУ им. Невельского.

Фрегат Надежда в Рио-де-Жанейро
Шторм и штиль парусника "Надежда"
С тех пор как на морские специальности начали набирать представительниц прекрасного пола, бывалые моряки сильно загрустили. Чтобы понять, почему, корреспондент РИА новости отправился на "Надежду" и поговорил с капитаном и старпомом.

Без ограничений по половым признакам

Сергей Воробьев стоит на капитанском мостике парусника "Надежда" уже семь лет, а вообще отдал фрегату без малого 20 лет жизни. Родился он далеко в глубине континента, в Улан-Удэ, но с детства мечтал "о морях и кораллах". Поэтому когда пришла пора выбирать место учебы, сомнений не было: Владивосток, Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ), на курсантском сленге — бурса.

Тихоокеанский парусник Надежда. Архив
Парусник "Надежда" отмечает 20-летие в экспедиции по Тихому океану
Воробьева можно назвать человеком старой закалки. Как выражается он сам, made in USSR. Наверное, поэтому в своих представлениях о настоящем морском братстве, истинных морских волках и незыблемых законах морского дела, скажем так, придерживается традиции. А сегодняшний экипаж парусника, на взгляд Воробьева, сильно отличается от традиционного, хотя сотню мальчишек-курсантов "разбавляют" всего несколько девушек.

"Я сам учился в бурсе. И воспитывался в этом мужском коллективе. Девочек тогда не было. И не было разногласий. Все решалось просто и открыто, и главное — задачи выполнялись при любых условиях. А сейчас, как только появляется девушка, начинаются проблемы", — сетует он.

Конечно, капитан Воробьев признает, что девушки бывают разные, и есть такие, которые могут поставить себя правильно и вызвать уважение. Но…

"Появляется на борту, например, Маша, и она нравится, например, Паше. И попробуй только старпом сделай Маше замечание. Курсант Паша, который до этого был всегда собран, адекватен и исполнителен, начинает меняться на глазах. Видите ли, обидели его девушку. А тут обижаться некогда. Есть задачи, и их надо выполнять", — объясняет свою позицию капитан.

Его коллега с другого судна рассказывал такую историю: перешла к ним работать девушка с "Надежды" помощником капитана. Во время швартовки капитан делает замечание помощнику, без мата и выражений, просто характеризует свое недовольство: "А для помощника у меня есть вакансия матроса". Реакция девушки тогда всех поразила. Она бросила рацию и ушла, оставив швартовую команду.

Презентация тихоокеанского похода парусника Надежда
Подготовка парусного фрегата "Надежда" к тихоокеанскому походу
"Я помню, когда начинал служить, мне капитан раздавал замечаний будь здоров. Там не только слова, там зубы в крошево. Но тут уж негодуй-негодуй, а дело свое сделай. Потом уже я писал заявление по собственному желанию, мол, товарищ капитан, давайте я просто уйду, если так вам не понравился. А эта просто бросила все и ушла посреди швартовки. Так нельзя. Если корабль получит повреждение, это всем будет стоить очень дорого", —говорит Воробьев.

Сегодня комсоставу и экипажу "Надежды" как учебного судна Морского государственного университета (МГУ) имени Невельского (бывшего ДВВИМУ) ничего не остается, кроме как привыкать. Набор на морские специальности в университет теперь не ограничен по половому признаку. А значит, приходить на практику на парусник наравне с парнями неизбежно будут девушки.

Один на борту не воин

Экспедиция на паруснике Надежда
Экспедиция на паруснике "Надежда" не выявила радиации от "Фукусимы"
В 2003-2004 годах "Надежда" совершила первое в XXI веке кругосветное плавание, посетив с дружеским визитом 26 стран. Для самого парусника и курсантов, которые тогда составляли его команду, это был, действительно, подвиг.

 

Право пройти мореходную практику на "Надежде" получают только лучшие курсанты МГУ имени Невельского, в каждый рейс набирают до ста человек. В те годы, когда на борту были одни лишь парни, вспоминает капитан, настоящее морское братство воспитывалось буквально за пару походных месяцев.

"Как и в любом коллективе, бывает всякое. Конечно, поначалу где-то кого-то могут и обижать. Здесь в кубриках 108 квадратных метров на 12 человек. А парни в таком возрасте, сами знаете: амбиции играют, хочется показать собственную силу. Но на судне, особенно парусном — один в поле никогда не воин", — говорит Воробьев.

Все, что построено на "Надежде" выше машинного отделения, остается таким же, как было на парусниках XIX века. Никаких специальных современных приспособлений, все мачты поворачиваются вручную. И чем сильнее ветер, тем сложнее становится эта задача. Для ее выполнения требуются усилия всего экипажа без исключения.

"Бывают ситуации, когда 40 курсантов на одной мачте не справляются, и, значит, команда другой мачты должна помочь. В таких условиях не остается выбора, кроме как дружить. Особенно когда ветер — все понимают, что сейчас надо делать дело и делать его вместе. Более сильные и ловкие поддерживают слабых, слабые подтягиваются, становятся сильными", — рассказывает капитан.

Превращение парусника в субмарину

В истории любого корабля есть экстренные ситуации, связанные с непогодой. И хотя современные навигационные и гидрометеосистемы помогают судам обходить тайфуны и штормы, для парусников основной проблемой остается скорость. У "Надежды" под парусами она составляет в среднем всего шесть узлов, это примерно 12 километров в час, и два двигателя по 400 лошадиных сил не способны разогнать ее быстрее. А скорость тайфунов бывает 15-20 километров в час.

Тихоокеанский парусник Надежда. Архив
На фрегате "Надежда" прошли испытания нового подводного аппарата
"Сейчас нам, конечно, стало полегче, можем смотреть карты погоды в реальном времени. Есть правила, которые помогают избежать неприятной встречи с морской стихией, но нам все равно гораздо сложнее, чем современным пароходам. Бывает, шторм идет по пятам, и от него просто не успеваешь убежать", — рассказывает старший помощник капитана "Надежды" Андрей Садовой.

Самый сильный шторм, который будет помнить команда "Надежды", случился в 1995 году. Парусник тогда шел на Новую Зеландию. Внезапно налетел шквал такой силы, что моряки просто ничего не могли сделать. Скоро целыми остались только три паруса. Двигатели через некоторое время тоже отказали.

"В таких случаях задраиваются абсолютно все отверстия: иллюминаторы, все люки и лючки, даже вентиляция. И потом сидишь, как в подлодке, надеешься на лучшее. Это единственный шанс на спасение", — говорит старпом.

Вспоминает он и другие случаи разгула стихии, когда молодые курсанты забирались на верхние реи и убирали паруса в дождь и ветер, качаясь на мачтах с такой скоростью, что дух захватывало.

"Мы как-то подсчитали: амплитуда движения на верхней рее в хорошую качку — как на американских горках. Только ремней безопасности нет. И ничего, наши парни справляются. Как говорится, цепкость с высотой растет", — говорит Садовой.

При этом никого из курсантов лезть наверх не заставляют. Тех, кто боится высоты, оставляют на палубе. Но и такие к концу рейса всегда преодолевают себя и поднимаются на реи вместе с остальными. Когда это происходит в первый раз, от страха и адреналина у них трясутся ноги, но спускаются они уже с довольным видом, уверяет старпом.

Одного моряка семье достаточно

Профессия моряка, и даже моряка загранплавания, по словам капитана Воробьева, потеряла былую престижность. Сегодня побывать за границей может каждый, просто накопив денег на авиабилет. Однако морское дело остается довольно прибыльным.

Торжественная встреча экипажа парусника НадеждаПарусник Надежда прибыл во Владивосток
Владивосток встретил курсантов с фрегата "Надежда"
"В море ведь идут, когда хотят подзаработать, и тут действительно можно за несколько лет купить себе квартиру. Я сейчас, конечно, не про "Надежду" говорю, — усмехается Воробьев. — Но вот в торговом флоте — запросто. Если молодой человек ничем не связан, есть смысл пойти в моря. А вот семейному стоит сто раз подумать".

У самого Воробьева четверо сыновей, старшему 24 года. Как водится, в свое время у парня были мысли пойти по стопам отца, но тут в дело вмешалась мать, и сын стал геодезистом. Впоследствии об этом никто не жалел, решили, что хватит на семью одного дурака, признается Сергей Алексеевич.

"У меня первый сын, знаете, как родился? Я пришел из рейса сразу в роддом, за несколько часов до родов. И в тот же день, поцеловав жену и новорожденного сына, снова ушел в рейс. О рождении второго вообще узнал из телеграммы, мол, поздравляем с малышом. Ну какая женщина будет этим довольна?" — рассказывает Воробьев.

Но расстаться с морем капитан уже не может. И хотя сейчас "Надежда" стоит в ремонте, чему несказанно рады его домочадцы, уже весной она должна принять участие в международной парусной регате на Черном море, а сразу после этого снова отправиться в кругосветку. И уже этому несказанно рад сам капитан Воробьев: семью он любит, а морем живет.

 

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала